Трэвис Каланик: “Страх – это болезнь”

24 November 2020

Биография Трэвиса Корделла Каланика – создателя Uber

"Самая большая сила Трэвиса в том, что он пробежит сквозь стену, чтобы достичь цели. Самая большая слабость Трэвиса в том, что он пробежит сквозь стену, чтобы достичь цели. Это лучший способ его описать.” (с) Марк Кьюбан, инвестор, владелец команды НБА Dallas Mavericks
Трэвис Корделл Каланик – американский предприниматель
Трэвис Корделл Каланик – американский предприниматель

Что может быть привычнее такси? Тридцать, двадцать, десять лет назад все было просто: оранжевые авто в Нью-Йорке, черные кэбы в Лондоне, желтые “Волги” в Москве. Вы идёте на стоянку или заказываете машину по телефону. Что можно изменить в этой схеме, принятой и одинаковой во всем мире?

Как оказалось - все. Как Microsoft изменил мир компьютеров, так Uber совершил революцию в традиционной сфере транспортных услуг. А за всем известным теперь названием стоял он – бизнесмен, о котором “Нью-Йорк таймс” деликатно отзывается: “У мистера Трэвиса Каланика глубоко укоренилась привычка раздвигать границы дозволенного”.

Бизнесмен по с детства

“Я инженер по профессии, а инженеры строят. Они мало думают о том, чтобы рассказывать истории.” (с) Трэвис Каланик
Трэвис с мамой, Бонни Каланик
Трэвис с мамой, Бонни Каланик

Привычка проверять границы на прочность появилась у Трэвиса Каланика в юности. Он родился 6 августа 1976 года и вырос в Лос-Анджелесе в полной и благополучной семье. Как многие мальчишки, увлекался компьютерами и умел писать коды уже с 6-го класса. Подрабатывал торговым представителем – ходил по домам и продавал домохозяйкам столовые приборы, а для этого нужны крепкие нервы и недюжинный актёрский талант.

“Я был отличником, но это не касалось поведения. Я все время спорил с родителями и пытался найти пробелы в их логике.” (с) Трэвис Каланик

Трэвис закончил школу, поступил в Калифорнийский университет на факультет бизнеса и компьютерных технологий и на первом же курсе открыл маленький бизнес – подготовительную программу для абитуриентов. Он даже успел стать членом студенческого братства Theta Xi.

В университете юноша стал убеждённым либертарианцем и увлекся творчеством Айн Рэнд – особенно романами “Источник” и “Атлант расправил плечи”, настольными книгами многих акул бизнеса. Теория крайнего индивидуализма и превосходства умных и самодостаточных людей над всеми остальными пришлась молодому человеку по душе. Он понял, что тратит время зря и пора воплощать философию в жизнь.

Первые стартапы Scour и Red Swoosh

“После Scour я основал компанию под названием Red Swoosh. Идея состояла в том, чтобы взять тех, кто сейчас подал на нас иски и превратить в клиентов этой же системы. Я хотел заставить их заплатить. Это была своеобразная месть.” (с) Трэвис Каланик

В 1998-м молодой человек бросает ВУЗ и вместе с несколькими сокурсниками создает онлайн-сервис обмена файлами Scour Exchange и поисковую систему Scour Inc. Пользователи могли размещать и скачивать музыку, фильмы, книги.

Сервис даже умудрился привлечь 10 млн долларов инвестиций, но счастье было недолгим: владельцы интеллектуальной собственности крайне неодобрительно отнеслись к новой пиринговой сети. Через 2 года работы компания получила иск на $250 млрд за нарушение авторских прав от трех крупнейших ассоциаций правообладателей Америки: кинематографистов, звукозаписывающих лейблов и музыкальных издателей. Scour пришлось объявить банкротом.

Но Трэвис не остановился. В 2001 он основывает новый стартап – Red Swoosh. И это снова пиринговый обменник для медиафайлов, но на сей раз чуть менее нахальный. Первые годы работы были тяжелыми: Каланик не получал зарплаты, жил у родителей и задолжал почти $100 тыс. подоходного налога. И не только он один – многие сотрудники работали на энтузиазме и использовали собственные налоги для инвестирования в свою же компанию.

Эта история закончилась куда удачнее предыдущей: фирме Каланика удалось заполучить нескольких крупных корпоративных клиентов и убедить миллиардера Марка Кьюбана вложить $2 млн. Но всё равно для экономии средств Каланик с группой разработчиков почти год жили и работали в Таиланде.

В 2007-м Трэвис удачно продал стартап за $23 млн. С одной стороны, молодой бизнесмен наконец стал миллионером. С другой - получил обвинения в мошенничестве с налогами, ценными бумагами и в том, что не до конца расплатился с акционерами.

Кое-как отбившись от наседавших на него юристов, Каланик на год уехал путешествовать. Япония, Исландия, Франция, Гавайи, Кабо-Верде, Сенегал – это далеко не весь список. Кроме развлечений, в программе были и вполне деловые мероприятия, например, посещение разнообразных конференций. На одной из них предприниматель познакомился с Гарретом Кэмпом, бизнесменом из Канады.

Uber: любимое детище

“Миллениалы больше не покупают машины. Они не хотят садиться за руль. Они не хотят владеть автомобилями и не хотят связанных с ними неудобств.” (с) Трэвис Каланик
Трэвис сам был активным пользователем приложения и даже таксовал
Трэвис сам был активным пользователем приложения и даже таксовал

Как ни странно, нагловатый, обаятельный студент-недоучка и сдержанный магистр компьютерных наук и любитель джаза быстро подружились. Они вместе ходили на вечеринки и часто обсуждали идею Гаррета: как бы сделать так, чтобы такси не приходилось долго ждать по вызову или по полчаса ловить их на стоянке? Ведь частные машины простаивают, а могли бы приносить деньги.

Приложение UberCab зарегистрировали в 2009-м. Сначала услуги сервиса стоили в полтора раза дороже такси, в том числе и потому, что предлагали автомобили только представительского класса. Зато машину можно было вызвать одним нажатием кнопки на смартфоне, отслеживать весь маршрут и оплачивать безналично. Трэвис Каланик возглавил новый стартап и сразу заявил о нём, как об альтернативе городской службе такси. В то время официальные извозчики были своеобразной “мафией”, имевшей свою “лапу” в городских администрациях.

Законы требовали от компаний такси наличия специально оборудованных таксопарков, соблюдения мер безопасности, к примеру, перегородки между водителем и пассажиром. Каланик проигнорировал эти правила. UberCab официально запустили в июне 2010-го в Сан-Франциско. Следующим городом стал Лос-Анджелес и первыми пассажирами стали родители директора – Бонни и Дональд Каланики.

Хотя Трэвиса часто упрекают в высокомерии и бесчувственности, он очень нежно относится к отцу и матери
Хотя Трэвиса часто упрекают в высокомерии и бесчувственности, он очень нежно относится к отцу и матери

Новое приложение вызвало настоящий ажиотаж, но инвесторы не спешили нести мешки денег. Стив Андерсон не поддался даже личному обаянию Каланика и не поверил в проект. Тем не менее, к концу лета 2010-го UberCab собрали $1,25 млн инвестиций. Основные средства внесли Крис Сакка и его фонд Lowercase, Шон Фэннинг из Napster, велосипедист Лэнс Армстронг и актер Эштон Кутчер. Вслед за “бизнес-ангелами” подтянулись и венчурные фонды, которые принесли еще $11,5 млн.

Uber - как магнит для звезд: небольшие доли в компании есть у Эдварда Нортона, Джареда Лето, Леонардо ди Каприо, Гвинет Пэлтроу и рэпера Джей Зи. Трэвис специально заманивал знаменитостей для раскрутки сервиса, даже пытался привлечь в совет директоров знаменитую телеведущую Опру Уинфри.
На вечеринке журнала Vanity Fair после вручения премии “Оскар”
На вечеринке журнала Vanity Fair после вручения премии “Оскар”

После блестящего старта начались первые неприятности: власти Сан-Франциско запретили развивать стартап на их территории, потому что он рекламировался как таксомоторная компания, не имея ни лицензий, ни разрешений, ни соответствующих документов. Пришлось сократить название до Uber, убрав слово Cab – “такси”.

“Существующие системы регулирования сдерживают инновации. Это напряженная борьба с бюрократией.” (с) Трэвис Каланик

Это не помешало Uber завоёвывать другие города США. Весной 2011-го приложение заработало в Нью-Йорке и стало захватывать один город за другим. К осени того же года компания стала международной – Uber заработал в Париже.

Продвижению помогло то, что сервис не стал зацикливаться только на автомобилях представительского класса. Появился Х – супердешёвый вариант, Pool – поездка с попутчиком, элитные варианты – Black и Seleсt, в некоторых странах – moto, поездки на мотоциклах.

Девизом Каланика стала фраза ”Рост превыше всего”. В погоне за расширением любимого детища Трэвис использовал все доступные, а иногда и запрещённые приемы. Он сформировал внутреннюю политику компании, взяв за пример Amazon, но в ещё более брутальном варианте. 14 ценностей Uber включают не только “Делай магию” и “Дайте строителям строить”, но и “Вступайте в конфронтацию”, “Поступайте дерзко”. В компании принята жёсткая система баллов среди сотрудников, мужская иерархия, культ трудоголизма.

Таксисты Нью-Йорка протестуют против Uber в 2015-м
Таксисты Нью-Йорка протестуют против Uber в 2015-м

Под руководством Каланика шла азартная война с конкурентами и клонами, особенно с Lyft. Массовый заказ и отмена поездок, переманивание водителей на полный рабочий день в свою фирму - Каланик использовал любые приемы, чтобы, измотав конкурента, купить его за бесценок. Но Джон Циммер, глава Lyft, оказался крепким орешком и заявил, что согласен продать компанию за 15% акций Uber – не больше и не меньше. Сделка не состоялась.

Одним из самых громких скандалов стало разоблачение Uber в попытках слежки за пользователями iPhone. Apple обвинила сервис в нарушении политики приватности и пригрозила удалить приложение из AppStore. Каланик отбивался, утверждая, что всего лишь пытался вычислить мошенников внутри своей организации, которые с помощью смартфонов создавали фиктивные поездки. Но в официальном заявлении - полностью отрицал сам факт похищения личных данных.

Результатом политики “всё для победы” стал необыкновенно быстрый, даже для Кремниевой Долины, рост стартапа. За несколько лет штат компании увеличился до нескольких тысяч человек, открылись представительства в странах Европы, Китае, Индии, Японии и России – всего в 73 странах мира. Почти везде новый сервис сталкивался с протестами конкурентов и бюрократическими препонами, но пользователям нравилась скорость подачи и низкие цены – они голосовали за Uber деньгами.

В 2015-м Каланик и другие основатели впервые попали в список миллиардеров журнала Forbes. Состояние бизнесмена оценивалось в $6,3 млрд. Дела у фирмы шли отлично, на корпоративной вечеринке выступала Бейонсе, назревал новый интереснейший проект – беспилотные автомобили. Первые тесты прошли в Питтсбурге, затем Сан-Франциско и Аризоне. Трэвис очень любил этот проект и видел в нем будущее компании. Надо ли упоминать, что у Google имелись некоторые претензии к авторству технологий?

Прощание с Uber

“Я люблю Uber больше всего на свете. Для меня это очень трудный момент в жизни, но я принял предложение инвесторов об отставке, чтобы компания могла развиваться дальше, а не отвлекаться на очередной скандал” (с) Трэвис Каланик
Трэвис Каланик: “Страх – это болезнь”

Даже яростные критики Uber признавали, что такой успех наполовину состоял из личности самого Трэвиса Каланика. Ум, напористость (наглость), смелость (авантюризм) и пренебрежение правилами вознесли предпринимателя на вершину успеха. Эти же качества принесли его любимой фирме большие проблемы.

В организации разразился серьезный кадровый кризис. От сотрудников стали поступать жалобы на дискриминацию по расовому и половому признаку, домогательства, выплыла некрасивая история с нападением на пассажирку такси Uber в Индии. И хотя с подачи Каланика было проведено расследование, его обвинили в недостаточном внимании к кадровым проблемам и неэффективном руководстве.

Масла в огонь подлило то, что Каланик входил в консультативный совет при президенте Трампе, известном своим шовинизмом, особенно после скандального “иммиграционного” указа президента, ведь большинство водителей Uber – мигранты. Бизнесмен пытался объяснить это тем, что, наоборот, использует свою должность в совете для того, чтобы противодействовать подобной политике.

В том же 2017-м венчурная компания Benchmark обвинила предпринимателя в мошенничестве и нарушении контракта. И, в завершении всего, в семье произошла трагедия – во время лодочной прогулки погибла горячо любимая мама, Бонни Каланик.

Трэвис Каланик: “Страх – это болезнь”

21 июня 2017-го Трэвис Каланик подал в отставку. Самое интересное, что сотрудники Uber, которые еще недавно митинговали против генерального директора, стали выражать несогласие с советом и даже написали коллективное письмо в поддержку бывшего руководителя.

В конце 2019 года, после того как Uber стала публичной компанией, Каланик продал 90% своих акций и вышел из совета директоров. Состояние бизнесмена на сегодняшний момент составляет $2,6 млрд.

CloudKitchen - новый тренд в бизнесе

"Я буду продолжать болеть за будущее Uber со стороны.” (с) Трэвис Каланик
Трэвис Каланик: “Страх – это болезнь”

После отставки Трэвис отправился на Таити и путешествовал по островам архипелага на парусной яхте, которая принадлежит медиамагнату Барри Диллеру. А по возвращении заявил о создании венчурного фонда 10100 Fund, который объединит его коммерческие и некоммерческие инвестиции. С его помощью он начал скупать мало используемую недвижимость: складские комплексы, парковки, промышленные и торговые помещения – всего 40 объектов более чем в 20 городах США.

Через 10100 Fund Трэвис получил $400 млн от Суверенного Фонда Саудовской Аравии, вложил собственные $200 млн и запустил новый стартап CloudKitchens – облачный ресторан, который выполняет все свои функции, кроме сервиса: залов, официантов и хостес, а одну кухню могут арендовать сразу несколько шеф-поваров. Блюда привозят на дом. Также стартап разрабатывает ПО для таких ресторанов.

Это новое слово и настоящий тренд как в ресторанном бизнесе, так и в сфере доставки еды и прямой конкурент Uber Eats. Так что наш герой немного лукавит, говоря о том, что будет наблюдать за своей бывшей компанией со стороны. Оставаться в стороне - не в его характере.

Трэвис Каланик: “Страх – это болезнь”

Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам еще. А если вам нравится, что мы пишем - установите мессенджер Gem4me, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!