К. С. Аксаков о нашем обществе. Об "элите" (публике) и народе.

1 February 2020
149 full reads
3 min.
294 story viewsUnique page visitors
149 read the story to the endThat's 51% of the total page views
3 minutes — average reading time
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1578609/pub_5d74ce2feb268200ad76fceb_5d76adcd9c944600aef92725/scale_1200
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1578609/pub_5d74ce2feb268200ad76fceb_5d76adcd9c944600aef92725/scale_1200
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1578609/pub_5d74ce2feb268200ad76fceb_5d76adcd9c944600aef92725/scale_1200

Жизнь динамична и увлекательна, однако. Вот за что я люблю умных людей? За то, что они могут обратить твое внимание часто на вещи, которые ты даже бы не смог выловить в этой текучке событий и дел. А уж специально искать тем более не стал бы. Но когда ты натыкаешься на такие вещи, то останавливаешься, читаешь и понимаешь как все-таки хорошо, что эти люди есть и дают тебе возможность над ними задуматься. А второй мыслью становится осознание, что нет, увы, ничего нового. Ни в нашей общественной жизни, ни в развитии самого общества, но мы от своего незнания, душевной лености просто не знаем об этом и пытаемся открывать для себя что-то новое, пытаемся осознать это и дать ему свою оценку. А, оказывается, что все давно уже оценено и осознанно. И даже подробно описано.

К этому относится и то, к чему я хотел бы сегодня привлечь ваше внимание. И, конечно, подкинул нам всем этот материал для раздумий никто иной как Захар Прилепин.

Был такой человек К.С. Аксаков. Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства. Опубликовал он в далеком 1857 году статью "Опыт синонимов: публика - народ.", которую раскопал, естественно, Захар Прилепин и опубликовал у себя в "Вк". А я, с превеликим удовольствием, привожу ее здесь для вас.

Было время, когда у нас не было публики... Возможно ли это? - скажут мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ. Это было еще до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень просто: часть народа отказалась от русской жизни, языка и одежды и составила публику, которая и всплыла над поверхностью. Она-то, публика, и составляет нашу постоянную связь с Западом: выписывает оттуда всякие, и материальные и духовные, наряды, преклоняется пред ним как перед учителем, занимает у него мысли и чувства, платя за это огромною ценою: временем, связью с народом и самою истиною мысли. Публика является над народом как будто его привилегированное выражение; в самом же деле публика есть искажение идеи народа. Разница между публикою и народом у нас очевидна (мы говорим вообще, исключения сюда нейдут).
Публика подражает и не имеет самостоятельности: все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз сама чужою. Народ не подражает и совершенно самостоятелен; а если что примет чужое, то сделает это своим, усвоит. У публики свое обращается в чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал, народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие публики в Москве - Кузнецкий мост. Средоточие народа - Кремль.
Публика выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки, народ черпает жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ - по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские моды. У народа - свои русские обычаи. Публика (большею частью, по крайней мере) ест скоромное; народ ест доступное. Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большею частью ногами по паркету); народ спит или уже встает опять работать. Публика презирает народ; народ прощает публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика преходяща; народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи. У публики - свет (monde, балы и пр.); у народа - мир (сходка). Публика и народ имеют эпитеты: публика у нас - почтеннейшая, народ - православный.
"Публика, вперед! Народ, назад!" - так воскликнул многозначительно один хожалый.
Впервые опубликовано: Молва. 1857. № 36 (14 декабря). С. 410-411

Почти 163 года статье, а написана будто вчера. Остается только фамилии еще наиболее яркие подставить для иллюстрации и название "публика" заменить на "элитка" и все. Опять хочу выразить Захару огромную благодарность за его труд. Кстати, сегодня проходил учредительный съезд его партии "За правду!". Скоро напишу подробнее. Для интересующихся:

1. сайт движения.

2. Страница Захара в "Вк"

А теперь вопрос: "Согласны ли вы с Аксаковым и насколько современна и точна она применительно к дню сегодняшнему?"

Прошу Вас, дорогие подписчики и гости моего канала, проявлять уважение друг к другу, не использовать в комментариях нецензурные слова и воздерживаться от оскорблений и провокаций.

Комментарии с нецензурной бранью и унижающие человеческое достоинство будут удалены. Любителям в комментариях накидать кучу мемчиков с провокационным содержанием просьба даже не пытаться это делать. Будете однозначно заблокированы.

Если Вас заинтересовал канал, то предлагаю подписаться и поставить лайк)