Философия Будды

Озарение Сиддхарты Гаутамы заложило основы буддийской религии и философии, которые охватили со временем всю Индию, Цейлон, Бирму, Тайланд, Тибет, Китай, Японию, Корею.

Перед Гаутамой встал вопрос: хранить ли полученные знания только для себя или поделиться с людьми. Сострадание к людям победило.

Будда стал, главным образом, Учителем этики и реформатором.

Будда неоднократно указывал, что нужно избегать умозаключений, основанных на неопределённом чувственном опыте, желаниях, нуждах, сомнениях, так как они уводят человека от единственной цели Архатства – состояния освобождения от всякого страдания, и запутывают в им же самим сплетённую цепь теорий.

Будда считал, что бессмысленно отвечать на вопросы, неопределённые и бесполезные с этической точки зрения, так как для их разрешения и ответов нет достаточных возможностей; это такие вопросы, как: ¨вечен ли мир? ¨или он не вечен? ¨конечен ли мир? ¨ или он бесконечен? ¨ отличается ли душа от тела? ¨тождественна ли душа с телом? ¨ бессмертен ли познавший истину? ¨смертен ли он? ¨ может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? ¨ будет ли он ни смертным, ни бессмертным? Их называют десять неразрешимых вопросов, или Саньюта Накая.

Будда сказал:

“Лишь подобные младенцам стараются узнать, вечен ли мир или нет, ограничен ли он или бесконечен; они же – если они не брамины, озабоченные благосостоянием алтарей – говорят о природе Брахмы, которого они не видели никогда. Единственное, что имеет значение, это борьба со страданием, поиск пути, ведущего к освобождению от страданий, пребывание на пути с восемью разветвлениями. Остальное – умозрение, игра ума, умственная забава”.