ВЕДЬМАК: старая сказка на новый лад

20 декабря 2019 года анонсирована премьера нового сериала от Netflix, основанного на цикле романов польского писателя Анджея Сапковского «Ведьмак». Знаковое событие является отличным поводом для того, чтобы вспомнить персонажей из этой удивительной фантастической вселенной. Первый рассказ, посвященный похождениям охотника на монстров Геральта был опубликован в далеком 1986 году и, по сути, стал любительским опусом творца, созданным для участия в литературном конкурсе. Работа Сапковского завоевала третье место, и воспринималась автором не серьезнее, чем любопытный творческий эксперимент. Однако через какое-то время "Ведьмаком» заинтересовалось тематическое издание Nova Fantastyka, и предложила пану Анджею написать еще несколько рассказов по этой вселенной. На этот раз – за вполне ощутимое денежное вознаграждение. История грандиозной ведьмачьей саги только начиналась...

Сегодня очень популярно сравнивать мир «Ведьмака» с «Игрой Престолов», хотя это и не совсем корректное сравнение. Действительно, оба литературных цикла написаны в жанре фэнтези, они очень скрупулезно проработаны и максимально приближены к психологическому реализму, но, в данном случае, речь идет о различных поджанрах. «Игра престолов» – это эпическое фэнтези. Грандиозное полотно, на котором переплетены судьбы множества персонажей и расчерчены десятки сюжетных линий. Не даром его сравнивают с «Войной и Миром» Толстого. «Ведьмак» сочетает в себе сразу несколько поджанров, начиная от героического, и заканчивая все той же эпикой, но все они служат лишь антуражем для постмодернизма, которым пронизана вся сага Анджея Сапковского. Как выглядит постмодернизм в фэнтези? Объясню подробнее.

В основу двух сборников рассказов, которые и превратились в фундамент для многотомной саги, легли знакомые нам с детства европейские сказки. «Красавица и чудовище», «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица» и многие другие. Оригинальный сюжет этих историй угадывается с легкостью, вот только их трактовка способна неожиданно удивить читателя. Спящая красавица оказывается кровожадной упырицей, которая терроризирует окрестности королевского дворца. Белоснежка – безжалостной разбойницей и мутантом, которая была проклята еще в лоне матери. А красавица оказалась куда большим чудовищем, чем заколдованный принц. Переосмысленные сказочные сюжеты, приправленные здоровым цинизмом – вот он, литературный постмодернизм от пана Анджея. В «полновесных» романах автор отражает в этом же кривом зеркале уже реальную историю нашего мира.

Обладая очевидными достоинствами, цикл «Ведьмак» очень долго не мог пробиться на мировой рынок. Книги печатались на постсоветском пространстве и нескольких странах Западной Европы, но расширения аудитории за эти границы не происходило. Ситуацию в корне изменила знаменитая трилогия компьютерных игр от польской же компании CD Projekt RED. Умножив великолепную сюжетную основу на талантливое техническое исполнение, игроделы сумели запустить проект, который прогремел на весь мир. С тех пор о «Ведьмаке» заговорили и в США, где сценаристы сериалов уже много лет охотятся за перспективными сюжетными находками. Вот тут-то они и обратили свое внимание на седовласого героя-мутанта.

Статьи по «Миру Ведьмака» (а именно так я предлагаю именовать эту литературную вселенную) будут несколько отличаться от материалов, посвященных «Игре Престолов». Причина очевидна – невозможно предположить, каким будет сценарий нового сериала от Netflix. Это уже не первая экранизация книг Сапковского, еще в 2001 году поляки выпустили собственный сериал, основанный на двух первых сборниках рассказов. Получилось, мягко говоря, не очень. И дело тут даже не в скромных мощностях польской киноиндустрии – сценаристы полностью изменили задуманный автором сюжет, исказив его основные посылы. Ну, это как если бы в «Игре Престолов» основным злодеем сделали Пирожка, а масштаб происходящего сводился бы к локациям Кротового Городка. Очень надеюсь, что ребята из Netflix справятся с задачей значительно лучше, но в своих рассуждениях буду опираться на литературный первоисточник. Возможно кому-то они помогут разобраться в происходящем на экране.

Итак, Мир Ведьмака. Как и у большинства фэнтези-вселенных, его границы четко не обозначены, но основное действие будет разворачиваться на просторном клочке суши, заключенном между Огненными горами и Великим морем. Прежде чем приступить к беседам о героях, хотелось бы сказать пару слов о мире, которых их окружает. Кстати, у него невероятно много общего с хорошо знакомым нам Вестеросом. Но об этом уже в следующей статье.

Любой персонаж раскрывается гораздо интереснее с различных точек зрения. Поэтому подписывайтесь на наш канал и высказывайте собственное мнение в комментариях. А если статья вам понравилась – отблагодарите автора лайком!