Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада? | Искусство через призму истории. | Яндекс Дзен

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?

111 full reads
206 story viewsUnique page visitors
111 read the story to the endThat's 54% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

С черного-белого снимка на нас смотрит очаровательная и загадочная женщина. Тонкая и ранимая душа, актриса снявшаяся как в немых кинофильмах, так и сыгравшая свои роли в различных спектаклях. Ее зовут Августа Леонидовна Миклашевская - муза и последняя настоящая любовь поэта Сергея Александровича Есенина.

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?

Августа Леонидовна Миклашевская это тайна и загадка любви Есениной. Его стихи посвященные ей противоречивы и прекрасны, бурные и спокойно-нежные и сама она была спокойно-нежная и одновременно бурная.

Августа Леонидовна Спирова (девичья фамилия) родилась 11 января 1891 года в Ростове-на-Дону. В 18 летнем возрасте родители Августы поженились - а дочь стала первым родившимся ребенком, после смерти трех сыновей, даже позже когда у них было три сына и шесть дочерей - Августа была особенной, ее берегли.

Еще обучаясь в гимназии, Августа увлекалась театром и понимала что свяжет свою жизнь с ним.. В последние годы учёбы Августы в гимназии семья Спировых жила в Нахичевани-на-Дону.

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?

Чтобы скопить деньги на билеты в театр, Августа ходила пешком в гимназию, а уже в выпускном классе играла роль Софьи в спектакле «Горе от ума».

После окончания гимназии Августа поступила в Главное управление Владикавказской железной дороги в отдел контроля сборов. При управлении она начала работать, а в 1910 году вышла замуж за юриста Ивана Сергеевича Миклашевского. На различных мероприятиях и праздниках Миклашевская старалась ставить спектакли при управлении сыграв второй спектакль в своей жизни вместе со своим мужем. Пьеса Шницлера "Женщина и кинжал", этот спектакль окончательно определил и решил судьбу Августы.

На вечер, были приглашены актрисы Ростовского драматического театра, это настолько впечатлило ее, что после долгих семейных бесед, в 1914 году супруги прощаются с городом на Дону и едут в Москву.

С 1915 года Августа начинает играть в московском Камерном театре при театральной школе А. Г. Шора.

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?

Начинается новый этап в жизни Августы - репетиции, учеба в которую, входили – постановка голоса, дикция, танцы, акробатика, фехтование, жонглирование. Счастье для актера владеть своим телом, уметь владеть своим телом - показать в разных спектаклях разные образы.

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?
Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?
Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?
Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?
«Раба любви» по рассказу К. Гамсуна (режиссёр Б. М. Сушкевич)
«Раба любви» по рассказу К. Гамсуна (режиссёр Б. М. Сушкевич)
«Раба любви» по рассказу К. Гамсуна (режиссёр Б. М. Сушкевич)

После участия в разных эпизодических ролях, Таиров назначает Миклашевскую на главную роль в 1919 году. Спектакль "Принцесса Брамбилла" Э. Т. А. Гофмана, об этом образе заговорила вся столица. Как актриса Камерного театра Миклашевская прославилась также в таких ролях : Арикии в «Федре» Ж. Расина, принцессы Гизы в «Короле-Арлекине» Р. Лотара, Сакунталы в «Сакунтале» Калидасы, Пакиты в «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока.

"Барышня-крестьянка" , по повести А. С. Пушкина (режиссёр О. И. Преображенская)
"Барышня-крестьянка" , по повести А. С. Пушкина (режиссёр О. И. Преображенская)
"Барышня-крестьянка" , по повести А. С. Пушкина (режиссёр О. И. Преображенская)

С 1916 года в течение двух лет Миклашевская снимается в немых фильмах на студии В. Венгерова и В. Гардина: в «Барышне-крестьянке» по повести А. С. Пушкина (режиссёр О. И. Преображенская), в «Виктории» по роману К. Гамсуна (режиссёры Гардин и О. И. Преображенская), «Раба любви» по рассказу К. Гамсуна (режиссёр Б. М. Сушкевич), в фильмах режиссёра Гардина «Радость жизни», «Любовь монаха», а также в незаконченном фильме «Русалка» по мотивам одноимённого произведения А. С. Пушкина.

В связи, с тем что муж Августы постоянно пребывал в командировках, они развелись в 1917 году, а в 1918 году от ее партнера по "Женитьбе Фигаро" Льва Александровича Лащилина - родился сын.

Августа с сыном 1920-1921 годы
Августа с сыном 1920-1921 годы
Августа с сыном 1920-1921 годы
Августа с сыном Игорем, 1930 годы
Августа с сыном Игорем, 1930 годы
Августа с сыном Игорем, 1930 годы

Между Миклашевской и Лащилиным семейная жизнь не сложилась. Отец ребенка навещал его, но все воспитание сына выпало на ее долю. Она самостоятельно воспитывает его в голодные, трудные годы гражданской войны, НЭПа, строительства нового советского государства. Сын Августы Леонидовны Игорь Львович – мастер спорта по боксу, во время Великой Отечественной войны служил в разведке, выполнял специальное задание на территории Германии и оккупированной Франции. После войны вернулся в Россию.

В конце лета 1923 года Миклашевская знакомится с поэтом Сергеем Есениным. Есенин уставший от заграничной поездки и уже давно уставший от жизни в целом, расстался с Айседорой Дункан. После долгого общения они часто гуляли по осенней Москве, проходили по бульварам и проспектам. Часто встречались в кафе "Стойло Пегаса", сидели разговаривали обо всем.

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?


Есенин в шутку заявил, - о том что он будет писать стихи и вскоре появился цикл "Любовь хулигана" нежные, воздушные и легкие посвящения Августе Миклашевской, данный цикл считается, одним из лучшим в его поэзии и в мировой лирики в целом.

Есенин нашел среди рутины и суеты, того единственного друга, сестру, спутницу жизни. Душевные разговоры открыли в нем чувства прошедших лет, он почувствовав себя юношей, а любовь окрыляла его и зародила надежды, в то что минувший кризис пройдет стороной.

Забыть все прошлое и начать новое с женщиной «с нежной поступью», «лёгким станом» и «милым обликом». К сожалению Миклашевская не хотела переделывать Есенина, да и время у нее на это не было и их роман был не долговременным. Слишком много сил и времени шло на зарабатывание на жизнь сына, а Есенин не знал обо всех трудностях.

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?

Помолвка которая была между парой не переросла в свадьбу, Есенин то, появлялся то исчезал. Приходил насыщал ее квартиру стихотворениями, своим голосом и тогда все звучало. Есенин как настоящий поэт предчувствовал свою смерть и переход из осеннего равновесия в зимнее состояние, его угнетал. Так не и не познав весеннего расцвета чувств, он ушел ни с чем, позже их встречи стали еще реже.

Разрыв с Есениным Августа осознавала и он был для нее очень горьким - ведь вина была в основном ее - холодная и августовская прохлада. В последние годы жизни Есенин спешил так как, чувствовал все, а Миклашевская уставшая от жизни не хотела торопиться.

О, смерти Есенина кто-то сообщил ей по телефону, и тогда всю ночь она думала что он пришел и сидит снова в кресле. Личная жизнь ее так и не сложилась после похорон она уехал в Брянск, и там работала какое-то время в театре.

30 июня 1977 года ее не стало, всю свою жизнь она хранила память о поэте, встречах и часто смотрела его фотографии, а также читала его стихи.

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?
Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.

Фрида Кало - однажды написала фразу в дневнике - "Да здравствует жизнь!" Перефразирую и напишу - "Да здравствует искусство!"
Искусство через призму истории. История через призму искусства.
На данном канале https://zen.yandex.ru/id/5d148f0c28a48600aea61706
вы найдете для себя много статей, очерков, эссе о художниках, исторических личностях и эпохе. Подписывайтесь и читайте - ведь все самое интересное впереди!