Российская медицина. Денег больше, толку меньше.

13 November 2019

Поликлиника в разрезе….

Очередное обращение президента страны к вопросу о положении дел в российской медицине, в очередной раз, констатировало факт, её неадекватного функционирования. При этом, те астрономические суммы, которые выделяет Центр на медицину могут соперничать с оборонным бюджетом. Так почему так, денег не было - плохо, деньги пришли, но лучше не становится?

Предлагаю по примеру президента, вернутся к первичному звену и посмотреть, как оно работает. Итак, типовая поликлиника, во главе которой стоит главный врач. Он обязательно должен иметь медицинское образование. И вот тут начинается первый парадокс. В 99,9% случаев, главный врач поликлиники, не ведёт приём и вообще не занимается лечебной деятельностью. Он (она, как правило) ведёт всю хозяйственную работу учреждения. Закупка препаратов,

оборудования,

строительство и ремонт, зарплаты, приём и увольнение, сотрудников. Другими словами, чисто хозяйственные функции, но при этом профильное образование не нужно. Система функционирует примерно так: закончивший медицинский ВУЗ врач, где его более 6 лет учили, как лечить людей, приходит работать в поликлинику и начинает работать (лечить людей). В зависимости от оборотистости, связей и просто обстоятельств, он может очень быстро занять кресло главного врача и начать выполнять хозяйственные обязанности не имея ни малейшего представления о том, как это делается. Единственный человек в поликлинике, с высшим экономическим образованием, это главный бухгалтер, но у него довольно узкий профиль, и он (она) лицо подчиненное. Спросят – хорошо, нет, значит, нет. Решения принимает Главный – главрач.

Примерно та же ситуация, была до недавнего времени в Академии наук. Когда научные мужи, вместо открытий в науке, занимались капитальным строительством, сдачей площадей в аренду и другой хозяйственной деятельностью. И только вмешательство президента и его авторитет, позволило оторвать увенчанных научными регалиями академиков, от хозяйственного корыта, где они очень свободно и вольготно себя чувствовали.

Есть хороший пример театрального искусства. В каждом театре есть главный режиссёр, который имеет соответствующее образование, формирует репертуар театра, подбирает актеров и занимается всей творческой деятельностью.

Но в каждом театре есть и директор, который имея профильное экономическое образование и несёт на себе все бремя хозяйственности в этом храме Мельпомены.

И если в крупных медицинских центрах и больницах, есть целые экономические отделы и хотя бы замы по экономике, то в обычных поликлиниках, всю хозяйственную деятельность осуществляют люди, по сути без необходимой квалификации и образования. То чему их учили им уже не нужно, а то, чем они занимаются, они осуществляют просто по наитию.

Кажется логичным разнести эти функции в медицине. Пусть, каждый занимается своей работой, возможно и результат будет лучше.