Что такое «гениальность» в искусстве? Как художники стали гениями

18 August 2019

Джорджо Вазари совершил свой «коперниканский переворот» в эпоху Возрождения, когда предложил понимать искусство через личность художника. Господь Бог не только создал людей «по образу и подобию своему», но и поделился с некоторыми из них своим «творческим гением». Только вот гениальность может стать для человека не только «даром», но и «проклятьем».

Кипренский О. А. "Портрет А. С. Пушкина" (1827 год)
Кипренский О. А. "Портрет А. С. Пушкина" (1827 год)

Уникальный и неповторимый взгляд художника, творца на существование вещей и мира в целом и выражается специальным термином «гениальность». Это слово используется как синоним «одаренности», но также используется и для тех авторов, кто заслужил свое признание публики благодаря неустанному и упорному труду.

Например, никто не сомневается, что А. С. Пушкин – это гений русской литературы. Но каждый литературовед знает, что за гениальностью А. С. Пушкина стоит напряженный творческий поиск. И в рукописях мы видим, как поэт переписывает и правит свои стихотворения множество раз. Как тщательно выбирает то или иное сочетание слов, заменяет или отказывается от целых строк. Таким образом, гениальность сопутствует труду.

Если говорить о живописи, то таким гениальным тружеником выступает, несомненно, Винсент Ван Гог, который оставил невероятное богатое творческое наследие. Более двух тысяч произведений, из которых около половины – это картины маслом. Здесь талант уступает место труду, как считал и сам Ван Гог. Именно фигура Ван Гога символизирует в современном мире «полное самоотречение» (уход от мирских забот) и «колоссальный труд» (создание творческой индивидуальности) во имя служения искусству.

Винсент Ван Гог "Автопортрет"  (1889 год)
Винсент Ван Гог "Автопортрет" (1889 год)

Итак, гениальность становится высшей оценкой творчества любого художника, каким бы видом искусства он не занимался. Гениальность понимается как сочетание индивидуальной творческой манеры с умением показать уникальность собственного видения мира (иметь свою концепцию мироздания).

Отметим, что иметь собственное мировоззрение могут позволить очень немногие люди, большинство из нас живут «прописными истинами» и всего лишь разделяют мнения других людей («их по суждениям не различить»). Так возникает противопоставление «художника-творца» другим людям, обывателям, неспособным на уникальный поступок, жест, действие.

Эта идея противостояния «художника» и «мира» получит свое полное развитие в эпоху «большого романтизма» (конец 18 – начало 20 столетия). А в каких-то своих видах просуществует и вовсе до наших дней.

Пожалуйста, поддержите публикацию лайком! Большое спасибо!