Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

17 September 2019

Как мифология фильмов «Blade Runner» связана с историей изучения мифов в гуманитарных науках? И как научная теория мифа может помочь разобраться с универсумом «Blade Runner»?

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Человечество замерло в ожидании нового технического чуда – создания полноценного искусственного интеллекта (ИИ; Artificial intelligence, AI). Неизбежность этого научного открытия кажется настолько очевидной, что даже главы государств высказываются без обиняков:

«Искусственный интеллект – это будущее не только России, это будущее всего человечества… И очень бы не хотелось, чтобы эта монополия была сосредоточена в чьих-то конкретных руках» (В. В. Путин).

Искусство откликается на потребности общества обсуждать насущные проблемы человечества. И вот одним из самых ожидаемых фильмов 2017 года становится новый «Blade Runner» («Бегущий по лезвию»). Признаем, что проблема искусственного интеллекта присутствует в художественных практиках уже давно. И является, в частности, постоянной темой для создания кинофильмов, количество которых превышает уже сотню.

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Но фильм «Blade Runner» режиссера Ридли Скотта, вышедший в 1982 году, занимает особое место в этом ряду. Получивший среди киноманов статус культового, имеющий миллионы почитателей, это фильм уже давно «оброс» собственной мифологией. Или, как принято это называть у критиков и фанатов фильма, «киновселенной». Но до сих пор весь этот универсум смыслов «Blade Runner» держался только на одном фильме 1982 года. И поэтому все с нетерпением ждали продолжения истории.

Новый фильм «Бегущий по лезвию 2049» режиссера Дени Вильнева продолжает и развивает вопросы, связанные с разработкой искусственного интеллекта. Главной идеей фильмов «Blade Runner», основанных на рассказе американского писателя Филиппа К. Дика «Do Androids Dream of Electric Sheep?» («Грезят ли андроиды об электроовцах?»), является возможность создания «андроидов» («репликантов») – биороботов.

Репликанты – это точные биологические копии человека, имеющие все необходимые (человеческие) способности к рассудочной и эмоциональной деятельности. Их единственное отличие от людей в том, что репликанты не рождаются, их создают.

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Производство репликантов имеет практическое значение, и каждого из них создают с определенной целью. Быть работником на производстве, быть солдатом, служить объектом для развлечений и т.д. «Каждая цивилизация держится на дешевой рабской силе», - говорит один из героев фильма 2018 года. Таким образом, репликанты – это рабы (взрослые люди, которые нужны, чтобы выполнять какую-то работу).

В основе сюжета фильмов лежит одна принципиально неразрешимая проблема – для функционирования искусственного разума репликантов, для формирования целостности их сознания необходимы память и воспоминания. Оказывается, что быть просто разумным для любых «разумных существ» является недостаточным. Человеческие воспоминания служат необходимым мостиком между рассудочным познанием мира и социально-культурным осознаванием себя в качестве живущего и действующего существа.

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Таким образом, репликантам создают «легенды», имплантируют им память и воспоминания о детстве и взрослении, которых у них никогда не было, потому что они сразу были созданы «взрослыми людьми». Наличие «ложных воспоминаний», которые воспринимаются носителями в качестве «настоящих», на которых строится самосознание, самотождественность личности, и является «камнем преткновения» для всех героев вселенной «Blade Runner».

Как мифология фильмов «Blade Runner» связана с историей изучения мифов в гуманитарных науках? И как научная теория мифа может помочь разобраться с универсумом «Blade Runner»?

Изучением мифов начали заниматься очень давно. Еще в античности философы (например, Аристотель) обратили внимание, что «мифы» представляют собой особые формы знания. Собственно слово «миф» (mythos) означает в древнегреческой культуре «устное предание», «речи богов», дошедшие до людей из глубокой древности. Понятие «мифа» философы стали противопоставлять «логосу» (logos), т.е. рассудочной деятельности самих людей.

Таким образом, есть «мифы» - некоторые повествовательные тексты, происхождение и давность которых невозможно точно определить, но есть и «логос» - непосредственная разумная деятельность прямо здесь и сейчас.
Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Как пишет М. И. Стеблин-Каменский, оценивая проблематику научной теории мифов: «Бесспорно в отношении мифа только одно: миф – это повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно». Российский исследователь формулирует главный вопрос научного изучения мифов:

«Почему же, однако, раз то, о чем рассказывалось в этом повествовании, было явно неправдоподобно, оно принималось за правду?».

И ученый фиксирует существующую проблему:

«На этот вопрос, в сущности основной для понимания того, что такое миф, до сих пор не было найдено сколько-нибудь удовлетворительного ответа. Между тем если неизвестно, почему то, о чем рассказывалось в мифе, принималось за реальные факты, то неизвестно, и почему возникали мифы, что было их предпосылкой в сознании людей и т. д.».

В истории научного изучения мифов существует несколько значимых имен.

В первую очередь обратимся за помощью в анализе вселенной «Blade Runner» к российским исследователям Я. М. Голосовкеру и А. Ф. Лосеву.

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

В любом по-настоящему сложном, философском фильме появляется множество неувязок, необъяснимых и трудных к пониманию вещей.

Например, центральным местом сюжета «Бегущего по лезвию 2049» является рождение ребенка у женщины-репликанта. Это является полным шоком для кинозрителей, потому что разрушается основное различие между репликантами (созданными объектами) и людьми («живорожденными», как их называют в самом фильме). С этим не должны согласиться, казалось бы, ни фанаты, ни критики фильмов «Blade Runner».

«Как такое возможно?» – должны воскликнуть одни. «Не может такого быть!» - должны утверждать другие. Более того, такой «невозможный ребенок» рождается у репликанта Рейчел от мужчины (настоящего человека) Рика Декарда! Таким образом, наблюдается полный «разрыв шаблона» мифических зрительских ожиданий.

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Понятие «логика чудесного», введенная Я. М. Голосовкером в его работе «Логика мифа», позволяет понять и объяснить, почему «катастрофическое» изобретение сценаристов не только не разрушает вселенную «Blade Runner», но и наоборот служит основанием для новой «волны интерпретаций».

Как указывает исследователь, имея дело с мифом, забудьте о «логике здравого смысла», потому что «логика чудесного в мифе как бы играет произвольно категориями: временем, пространством, количеством, качеством, причинностью».

В мифе все «чудесные явления подчинены своей необходимости и своим законам; это мир возможности невозможного, исполнения неисполнимого, осуществления неосуществимого». В мифе нужно быть готовым, что «невозможное» станет реальным.

Русский философ А. Ф. Лосев в такой ситуации начинает успокаивать критиков, объясняя, что «наука не существует без мифа, наука всегда мифологична». По мнению ученого, наука нуждается в мифе и не может без него обойтись, п.ч. наука претендует на целостное восприятие мира, но такое восприятие невозможно без синтеза, т.е. без включения в анализ целого ряда вещей, которые кажутся, и должны казаться, непонятными.

А. Ф. Лосев объясняет, что «миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая реальность», и в этом смысле для субъекта, столкнувшегося с мифом, «миф есть не фикция, но подлинная необходимость», и далее исследователь, не колеблясь, предлагает использовать слово «чудо»:

«чудо есть абсолютно необходимый диалектический синтез, которым живет мифическое сознание, без него самого не было бы мифа».
Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Чтобы понять необходимость и неотвратимость появления во вселенной «Blade Runner» такого нового персонажа (сюжетного хода), как «невозможный ребенок» репликанта и человека, обратимся и к теории мифа К. Леви-Стросса.

Основатель структуралистской антропологии К. Леви-Стросс считал, что в основе нашего восприятия мира лежат бинарные структуры нашего мышления. Человеческий рассудок оперирует категориями, которые упорядочены парными оппозициями: мужчины и женщины, правое и левое, верх и низ, холодное и горячее, сырое и приготовленное и т.д.

Важнейшей парой категорий, которая выступает кодом («образцом») для возникновения других (уже «социо-культурных») категорий является оппозиция «природа» и «культура» («естественное» и «искусственное»).

Как мы видим, именно эта мыслительная категория «природа – культура» лежит в основе различия «людей – репликантов», а категория «естественное – искусственное» в основе главного порождающего принципа «рожденные – созданные» в мире «Blade Runner».

По мнению К. Леви-Стросса, оппозиция «природа – культура» позволяет объяснить главную проблему человеческого существования – примирение жизни и смерти. С точки зрения структурализма, оппозиция «жизни» и «смерти» является такой же структурой нашего мышления, как и все остальные. Но с точки зрения, человека как живущего и мыслящего существа, осознание собственной конечности является психологической травмой (экзистенциальной катастрофой).

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Именно вопрос запланированной смертности («почему я должен умереть?») станет шокирующим открытием для репликантов первого «Blade Runner» 1982 года. Оказывается, что «искусственный разум» боится умереть не в меньшей степени, чем самый обычный человек.

И вот здесь возникает необходимость мифа как феномена человеческого мышления как такового. Как пишет К. Леви-Стросс, «беглого взгляда на таблицу (мифических оппозиций) достаточно, чтобы понять суть мифа», ведь миф – «это некое логическое построение, помогающее осознать переход от жизни к смерти». Как считает К. Леви-Стросс:

миф является универсальным «медиатором» для снятия противоречий (оппозиционности): «миф обычно оперирует противопоставлениями и стремится к их постепенному снятию – медиации».

Французский исследователь раз за разом показывает, как в центре мифических представлений оказываются вещи и существа в силу их «медиативного» характера: «койот как пожиратель падали есть переходная ступень между травоядными и плотоядными, туман - это переходная ступень между небом и землей».

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

С этой точки зрения идеальным медиатором в мифе является фигура ребенка.

Выступая в качестве «мифа-медиатора», ребенок связывает между собой такие оппозиции как «мужчины – женщины» (рождается только у пары разнополых существ), «жизни – смерти» (является продлением жизни), «людей – богов» (откуда берутся дети, и кем становятся), «природы – культуры» (без воспитания не будет и человека).

И вот мы наблюдаем, как в фильме «Бегущий по лезвию 2049» ребенок репликанта и человека («невозможность», «чудо», «загадка») становится в центре сюжетного действия. Как говорится, все происходит «строго по Леви-Строссу».

В любых обсуждениях вселенной «Blade Runner» нельзя обойтись без категории «архетипов» К. Г. Юнга. Как пишет сам исследователь «коллективного бессознательного»:

«термин «архетип» часто понимают неправильно – как означающий некоторые вполне определенные мифологические образы и сюжеты, но таковые ведь являются уже лишь осознанные представления».

На самом же деле, архетипы – это всего лишь «останки древности», «первообразы», которые требуют своего дальнейшего развития, т.е. интерпретации и понимания. Это процесс творческой трансформации архетипов К. Г. Юнг называет индивидуацией «коллективного бессознательного».

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Каждый человек встречается с колоссальным количеством символов и образов, накопленных за все время человеческой культуры. Но только часть из них он может осмыслить и таким образом сделать частью своей сознательной жизни.

Человек может быть носителем большого количества информации (на уровне метафор речи, смутных образов и т.д.), которая находится далеко на «периферии» его сознания. Будучи неосознанными такие «переносимые кусочки давней культуры» и являются архетипами.

Во вселенной «Blade Runner» таким архетипом выступил образ единорога из фильма 1982 года. Главному герою первого фильма о репликантах полицейскому сыщику Рику Декарду постоянно снится один и тот же сон (лесная чаща и в ней единорог). Наличие во сне Декарда единорога выступало важнейшим доказательством того, что и сам охотник на репликантов не является человеком.

В фильме «Бегущий по лезвию 2049» зритель уже знает точно, что престарелый Декард является человеком. Именно поэтому символу единорога может быть дана новая интерпретация. Что может означать единорог?

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Как мы знаем из средневековой христианской литературы, единорог выступал символом подлинной душевной невинности и духовной чистоты. В фильме 2017 года по отношению к репликантам неоднократно используется христианская лексика. Например, лейтенант полиции говорит о душевной естественности и наивности своего подчиненного репликанта (героя-сыщика), создатель репликантов и вовсе называет свои «изделия» не иначе как ангелы.

И как нам представляется, единорог – это символ репликантов, их «разумной невинности» (рассудок без предрассудков). И сны Декарда, значит, говорят только о том, что герой, преследуя и убивая репликантов, на уровне бессознательного очень переживал за свои «аморальные» действия (охота на единорогов как убийство невинных).

Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»
Важнейшим элементом фильма «Бегущий по лезвию 2049» становится аллюзии на жертвоприношение как необходимость человеческой (и «нечеловеческой») истории.

Здесь нам стоит обратиться к Джеймсу Дж. Фрейзеру и Мирче Элиаде, которых можно, хотя и с определенными оговорками, рассматривать как представителей эволюционного направления в теории мифа.

Дж. Дж. Фрейзер предлагает рассматривать мифы как повествовательное описание ранее бывших ритуальных действий (обрядовая концепция мифа). Его знаменитое произведение «Золотая ветвь» посвящена одному-единственному обряду – смене «божественного правителя» (правителя-жреца). Смена происходит насильственным образом, из неоткуда появляется таинственный незнакомец-чужак, который убивает (свергает) правителя-жреца и начинает править вместо него. Как пишет сам Дж. Дж. Фрейзер:

«человек сотворил богов по своему образу и подобию, и, будучи смертным сам, он естественно наделил тем же печальным свойством и свои творения», и «эти боги в образе людей обладают духовной и светской властью над жизнью и состоянием своих почитателей».
Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Во вселенной «Blade Runner» персонажами фильма активно обсуждаются две темы. «Зачем люди сделали репликантов смертными, если те потенциально способны к бесконечной жизни?» – это вопрос первого фильма (1982 год). «Если репликанты являются следующим поколением существ на Земле, то будет ли смена людей насильственной или мирной?» - вопрос фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017 год).

Таким образом, мы видим, что репликанты воспринимаются как «новые боги», которые придут на смену «старым богам» (людям). Как об этом и пишет Дж. Дж. Фрейзер.

Мирча Элиаде предлагает считать, что миф является инструментом повторения старой истории. Благодаря мифу циклически воспроизводится одно и тоже событие, мир обновляется и продолжает существовать. Как пишет М. Элиаде:

«первый танец, первый поединок, первая рыбная ловля – любой первый обряд, становились примерами для человечества, потому что они раскрывали способ существования божества, первого человека, культурного героя».

И далее поясняет: «все эти явления происходили в мифическом времени, во вневременной момент изначальности, и это совпадало с началом мира, с космогонией». И самое важное для понимания предмета нашего анализа (фильма «Бегущий по лезвию 2049»), что все эти

«архетипические действия, бесконечно воспроизводимые впоследствии людьми, были в тоже самое время теофаниями или богоявлениями».
Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Главный персонаж фильма «Бегущий по лезвию 2049» - это сыщик-репликант KD6–3.7 (для краткости его зовут Кей). Старый полицейский, который делал для своего партнера Декарда бумажных единорогов, собирает для Кея другое оригами – агнца (барашка, овечку). В разговоре со своей подругой Кей, думая о себе (ошибочно, как впоследствии оказалось) как о настоящем человеке, характеризует людей так: «В том, что у рожденных есть душа».

Заканчивается фильм сценой жертвоприношения Кея, который отдает свою жизнь за других (людей) и умирает на каменных ступенях (дворца-храма) под хлопьями идущего, покрывающего белизной окружающий мир снега (и это происходит в Лос-Анджелесе).

Таким образом, мы видим обыгрывание старого мифа о жертвоприношении героя, некоего божества. И, как следствие, начало новой истории, очередного цикла бесконечной жизни!
Рецензия на фильм «Бегущий по лезвию 2049»

Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать, что научный подход к изучению мифов дает превосходные инструменты для анализа и понимания художественных произведений (в том числе современного кинематографа).

И нужно признать, что новые истории оказываются воспроизведением старых мифов, в которых рождаются и умирают разные боги. Но жизнь продолжается!..

Список литературы

Голосовкер Я. Э. Избранное. Логика мифа. М., 2010.

Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с франц. М., 2008.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2001.

Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.: Наука, 1976.

Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. В. 2 т. Т. 1: Гл. 1-39 / Пер. с англ. М., 2001.

Юнг К. Г. Человек и его символы / Пер. с англ. М., 2006.

Элиаде М. Космос и история. Избранные работы / Пер. с англ. М., 1987.