Терминатор. Предтечи.

27 August 2019

26 октября 1984 года жанр фантастических боевиков изменился раз и навсегда. На экраны кинотеатров США вышел остросюжетный боевик от никому неизвестного режиссера, которому было суждено изменить лицо индустрии. Его название стало нарицательным, и трудно найти человека который никогда его не слышал. Речь идет разумеется о "Терминаторе".

Как так получилось, что малобюджетный (даже по меркам того времени) фантастический боевик не только смог выдержать конкуренцию с фантастическими фильмами того времени, которых выходило множество, но и создал обширный общественный резонанс?

Следует сразу оговорится, что несмотря на все инновационные находки Джеймса Кэмерона, фильм "Терминатор" вовсе не был чем то из ряда вон выходящим. Жанр кинофантастики в США в те годы был на подъеме, во многом благодаря успеху культовой франшизы "Звездные войны". Благодаря успехам (и в художественном и финансовом плане) Джорджа Лукаса, голливудские продюсеры наконец то перестали воспринимать жанр фантастики как исключительно "подростковое кино" не имеющее серьезных перспектив на рынке.

То что мы сейчас называем  4 эпизодом, изначально не имело номера и было просто фильмом "Звездные войны"
То что мы сейчас называем 4 эпизодом, изначально не имело номера и было просто фильмом "Звездные войны"

Как и всякий успешный продукт, "Звездные войны" породили массу последователей и подражателей, которые заполнили экраны кинотеатров категории "В". Разумеется мало кто из этих последователей смог достичь хотя бы части того успеха, который был уготован "Звездным войнам".

Звездные войны надолго задали вектор развития жанра кинофантастики.
Звездные войны надолго задали вектор развития жанра кинофантастики.

Уже вскоре - в начале 80-х, кинофантастика делает очередной виток своего развития. На смену яркой, бутафорской фантастики стиля 60-х, чье влияние все еще продолжало ощущаться, пришла новая - суровая и мрачная реальность.

Ретрофутуризм 60-х, яркий, бутафорский, не имеющий с реальностью ничего общего.
Ретрофутуризм 60-х, яркий, бутафорский, не имеющий с реальностью ничего общего.

Одним из режиссеров, который отбросил прежние романтические представления о том какой должна быть фантастика. Речь идет разумеется о английском режиссере Ридли Скотте.

Его вышедший в 1979 году фильм "Чужой" (мы обязательно еще поговорим о нем отдельно в другой статье) стал знамением нового времени - времени мрачной и реалистичной кинофантастики на большом экране.

Фильм "Чужой" стал настоящим прорывом.
Фильм "Чужой" стал настоящим прорывом.

Тот же режиссер спустя три года выпустил новый фильм, закрепивший успех "Чужого" а также заложивший основы визуального отображения стилистики "киберпанк" на большом экране - "Бегущего по лезвию". Фильм как и "Терминатор" вышедший после него поднимал вопросы противостояния людей и их искусственных созданий не отличимых от человека внешне. Несмотря на множество прорывных идей и глубокий философский посыл, фильм ожидал провал - возможно из-за неторопливого раскрытия сюжета и артхаустности визуальной подачи. Впрочем, финансовые неудачи не помешали "Бегущему" стать по настоящему культовым фильмом.

"Бегущий по лезвию" один из рекордсменов по количеству различных версий картины.
"Бегущий по лезвию" один из рекордсменов по количеству различных версий картины.

Стоит отметить также работу в жанре кинофантастики, такого мэтра как Джон Карпентер. Его филь "Побег из Нью-Йорка" Вышедший на большие экраны в 1981 году тоже погружал зрителя в мрачное антиутопическое будущее Земли.

"Побег из Нью-Йорка" хороший пример фильма, который смог стать культовым практически только из-за харизмы главного героя.
"Побег из Нью-Йорка" хороший пример фильма, который смог стать культовым практически только из-за харизмы главного героя.

Таким образом "Терминатор" не стал революционным фильмом в плане стилистики, он лишь продолжал тренд на постепенный отказ от яркой и позитивной фантастики 60-х годов к мрачному и антиутопическому изображению будущего.

Секрет успеха фильма на мой взгляд связан абсолютно с другим - со степенью продуманности и детализации вселенной в которой он находится. Если взять во внимание только первую часть и отбросить продолжения вносящие сумятицу и неразбериху в повествование, то остается лишь поражаться степени проработки сценария и практически полному отсутствию в нем сюжетных и логических дыр.

Невероятную логичность и проработанность мира будущего отмечает и доктор Сильберман в сцене допроса Кайла Риза в полицейском участке.
Невероятную логичность и проработанность мира будущего отмечает и доктор Сильберман в сцене допроса Кайла Риза в полицейском участке.

Во многом именно это позволило "Терминатору" избежать участи многих фильмов того времени - избежать скатывания в откровенный маразм и не стать пародией на самого себя, несмотря на крайне ограниченный бюджет.

"Терминатор" и сейчас остается эталоном фантастического боевика и квинтэссенцией всех успешных находок фантастики 80-х в целом.
"Терминатор" и сейчас остается эталоном фантастического боевика и квинтэссенцией всех успешных находок фантастики 80-х в целом.

Грамотным шагом со стороны режисера стал перенос основного действия в современные ему реалии и лишь эпизодическое изображение войны будущего на большом экране. Это с одной стороны позволило избежать ненужных трат на спецэффекты, которые были весьма дороги по тем временам, а с другой стороны давало свободу воображению фанатов, которые смогли сами придумать недостающие детали.

Врезультате финансовых ограничений, сьемочной команде фильма прищлось идти на значительные ухищрения в процессе производста, однако об этом я расскажу уже в отдельной статье.