«Рукописи не горят»: трогательная история о том, как удалось восстановить погибшую в блокадном Ленинграде «Песенку радости»

27 August 2019
Мстислав Пащенко. Эскиз и кадры мультфильма "Песенка радости.
Мстислав Пащенко. Эскиз и кадры мультфильма "Песенка радости.

Сегодня я хочу рассказать о мультипликаторе Мстиславе Сергеевиче Пащенко, которого все современники вспоминали с глубоким уважением и любовью. Его ценили за чуткость, доброту, спокойствие и скромность. Располагают к себе и его фильмы. И. Иванов-Вано описывал их так: «Пащенко не стремился к броскости; ему органически была чужда всякая манерность, вычурность. Он всегда шел от чувства, от внутреннего настроения, стремясь найти кратчайшую дорогу к сердцам своих зрителей»[1].

Великая Отечественная война застала Пащенко в Ленинграде в разгар работы над мультфильмом «Песенка радости». Он не стал прятаться за работой, скрыл свой диагноз (язва желудка), записался добровольцем и пошел с оружием защищать свой город. Дальше были тяжелые фронтовые будни, ранение, госпиталь. Когда, после госпиталя, он добрался до «Ленфильма», выяснилось, что архив киностудии серьезно пострадал от бомбежек, погибли и все рабочие материалы к его фильму.

Зимой 1942 года он покинул Ленинград по «дороге жизни» и отправился в Сибирь, куда была эвакуирована его семья, а затем в Самарканд, где работала в то время студия «Союзмультфильм». А в следующем, 1943 году, вместе со студией вернулся в Москву. Здесь режиссер решил восстановить по памяти все эскизы декораций, типажи к фильму «Песенка радости». Он восстановил всё. Заново написал сценарий, сделал режиссерскую разработку… И фильм запустили в производство.

Правду сказать, в то время многие мультипликаторы возвращались к своим предвоенным замыслам. Но в их распоряжении были готовые эскизы, режиссерские разработки и даже мультипликат отдельных сцен. У Пащенко не было ничего, кроме неукротимого стремления к цели и желания «спеть свою «Песенку» до конца».

Так, верность своему делу и упорство помогли создать прекрасный мультфильм, воспевающий любовь, дружбу, взаимопомощь, а главное – веру в то, что все невзгоды и опасности можно преодолеть, если тобой движет благородная цель.

[1] Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. – М.: Искусство, 1980.