Эксклюзив 2х2: большое интервью с аниматором «Рика и Морти»

Пока Дэн Хармон и Джастин Ройланд где-то там рассказывают о четвертом сезоне, Дуглас Олсен дает интервью где-то здесь, а главное — нам. Спецкор 2х2 расспросил известного аниматора о работе в такой швифтанутой команде, правилах выживания в риканутой вселенной и многом околосериальном.

Видеоверсию интервью смотрите на сайте, а здесь читайте полную текстовую расшифровку.

— Давайте для начала признаем, что вы — бог для наших фанатов

— Да нет, я всего лишь раскадровщик шоу.

— Чем вообще занимаются раскадровщики?

— Раскадровщики — первые, кто видят сценарий, первый этап перехода текста в картинку и даже звук. Мы помогаем собрать эпизод по визуалу. Наша задача — сделать так, чтобы все шутки работали, чтобы было много действия и баланс между сценами. В общем, мы делаем такой сырой черновик полного эпизода.

— То есть вы много общаетесь напрямую с авторами?

— Да, мы встречаемся раз в пару недель. Сценаристы погружают нас в историю, и после этого у нас есть примерно 2 недели, чтобы выдать очень черновую версию. Потом уже мы работаем в тесной связке: они смотрят, что мы сделали, делают замечания, мы их отрабатываем. В процессе мы что-то меняем, к ним тоже приходят новые идеи. И вот так работаем, пока не получится что-то крутое и цельное.

— То есть у вас двухстороннее влияние?

— Да, ну, конечно, за авторами финальное слово, но у нас на самом деле куча возможностей предложить и защитить свою идею. Они сами хотят увидеть, что мы можем придумать.

— Каково это — работать в команде, которая создает «Рика и Морти»?

— Потрясающе и супер весело! В основном потому, что с нами работает много талантов, а мне очень в кайф работать с вдохновленными и вдохновляющими людьми. Когда я только пришел на «Рика и Морти», я смотрел по сторонам и думал: «Ой ёй, надо хорошенько поднапрячься и показать себя по максимуму, тут все настолько профи!» Это реально весело! Само собой, в команде все огромные фанаты и все рады работать на нем, поэтому мы получаем столько удовольствия.

— Ты сам — тоже фанат?

— О, да!

— У нас на канале, например, работает совсем немного людей, которые не мечтают однажды попасть в команду «Рика и Морти». Как ты сам туда попал?

— Я работал на другой анимационной студии, Fox ADHD, такое подобие [adult swim]. Animation Domination, да. «Коп с топором», «Майор Лазер», «Голан Ненасытный» — я работал на всех этих шоу. Студии нравилось, что я делал, и они предложили мне срежиссировать несколько эпизодов «Голана», это мультфильм про лорда мира демонов, отправленного в ссылку в Миннесоту. Я работал с главными авторами шоу, Мэттом Сильверстейном и Дэйвом Джессер. Но студия в итоге развалилась. Я искал, чем заниматься дальше. От кого-то услышал, что грядут «Рик и Морти», так получилось, что Мэтт и Дэйв были знакомы с продюсерами, и замолвили за меня словечко. Но, справедливости ради, я в любом случае делал тестовое задание. В анимации без этого никуда, это что-то вроде прослушивания. Так что своей рекомендацией Мэтт и Дэйв как бы дали мне возможность выполнить тестовое. Так что мне все равно пришлось бороться за место, показывать, на что я способен. Слава всевышним, ребята решили, что я достоин.

— Ты в любом случае все сделал сам, всем все доказал

— Да! Само задание было, на самом деле, достаточно свободным. Надо было разогнать историю на основе каких-то вводных. Там было про то, как Рик с семьей скучают, Рик предлагает заняться чем-то классным и загружает всех в игру. Там они дерутся с семьями других игроков, и это все нужно продумать, прописать историю.

— То есть ты сам себе и автор, и раскадровщик?

— Да, вообще работа раскадровщика сильно перекликается с написанием сценария. Тебе надо понимать структуру истории, делать так, чтобы она резонировала, и раскадровка должна этому помогать. Иногда я еще немного дорабатываю сценарий. То есть, знаешь, сценарий — это основа всего эпизода. Но иногда я вижу места, где можно что-то визуально добавить, как бы полить классное блюдо соусом.

— «Рик и Морти» — один из величайших сериалов в мире, причем не только из числа анимационных. Как думаешь, почему оно стало таким особенным?

— Думаю, это желание шоу пойти чуть дальше. Это такой сериал, который не пытается уложиться в рамки. Во-первых, «Рик и Морти» очень уважает ум своей аудитории. Во многих шоу это работает так: «О, вот доступная шутка, ее поймут все, давайте использовать ее». Я работал на проектах, где этот подход был почти мантрой, все хотели сделать просто, а я хотел сделать умно. «Рик и Морти» идет как раз в этом направлении. Тут еще играет роль то, что Дэн и Джастин [Хармон и Ройланд, создатели «Рика и Морти»] — отличные авторы. Они создали научно-популярную концепцию и движутся по умной траектории, постоянно спрашивая: «Насколько двинутым это все может быть? Как далеко мы можем зайти?» Многие другие шоу идут по проверенным схемам, потому что это точно сработает. А Дэн и Джастин ищут свой путь в ад.

— То есть вы реально при работе над серией задумываетесь, как сделать ее еще более безумной? В этом суть?

— Ну, не то, чтобы суть, но иногда ты читаешь сценарий, и он хорош, но не взрывает мозг. Тогда мы обсуждаем это с авторами, думаем, как уйти глубже в безумие. Потом они переписывают третью часть, например, и ты видишь: «О, да, вот теперь это "Рик и Морти"».

— Кто ты из героев «Рика и Морти»?

— Ооо, кто мы, Морти или Рики!

— Или Джерри!

— Или Джерри, да! В основном как раз все мы больше Джерри. Вообще это сложный вопрос. С одной стороны, очень хочется поддержать Морти, потому что он такой трогательный неудачник, а Рик такой говнюк.

— То есть ты ассоциируешь себя с Морти?

— Ну нет. У Морти очень доброе сердце, но и недостатков полно, которые... Не буду говорить ничего о новом сезоне. Но, знаешь, Джерри слишком лузер, Рик слишком говнюк, а Морти вроде как между ними. Может, я вообще Саммер! Она просто тусит, ей классно.

— Саммер как раз становится все более значимым героем с каждым новым сезоном.

— Да, ага. Ну и давайте не забывать про Мистера Жопосранчика.

— Я, кстати, надеялась, что ты скажешь что-то про Жопосранчика, мы все немного он, как бы это ни звучало. Вот в каждой работе есть какая-то часть, которую страшно не любишь делать. Вот прямо отстой. Но делать ее приходится. В твоей работе есть такое?

— Классный вопрос! Иногда устаю от «вычистки». Самый кайф раскадровки — это когда ты импровизируешь, придумываешь, складываешь что-то из кусочков. Тебе нужно расположить части истории так, чтобы они сложились в один пазл. Весь креатив происходит как раз вот так. Я думаю, это самое потрясающее, если можно так выразиться.

— «Нет, это ты потрясающий!» (мем с Киану)

— Но, в конце концов, твою раскадровку утверждают, и тебе нужно отполировать её, сделать так, чтобы все герои были к месту, и эта рутина может занять 2-3 дня. Особенно, когда герои постоянно говорят. Та самая, так скажем, механическая работа. В такие дни я обычно слушаю фоном кучу разных подкастов, потому что не надо много думать.

— Если мы попадем во вселенную «Рика и Морти», какие три главные правила выживания там?

— Выжить в реальности «Рика и Морти»?! Ну, первое и главное — какая-то сумка. Всякие вторжения инопланетян, атака Кромуланцев на Землю… Наверняка понадобится какое-то оружие. И, возможно… знание физики? Чтобы что-то сделать, если Рик решит перевернуть реальность. Но первые два пункта важнее. Сумка с запасом еды и воды на 3 дня, оружие и учебник физики.

— Супер, плюс одна вселенная, в которой я выживу. Какие-нибудь спойлеры к четвертому сезону?

— Нет, боюсь, не смогу об этом говорить.

— Да, понимаю…

— Но будет круто, это сойдет за спойлер?

— Что самое стыдное ты рисовал за деньги?

— Хм, первое, что приходит в голову, – это пародия на рэпера Lil Wayne. Босс очень хотел, чтобы в ролике было много тверка, попотряса, стрингов, вот этого всего. Это, кажется, было какое-то видео Lil Wayne для Green Bay Packers, американской футбольной команды, они угорают по сыру. Lil Wayne как раз читал рэп про сыр. И босс хотел, чтобы я нарисовал, как Lil Wayne поливает сыром тверкающие попы. Такая метафора. И это, конечно, мощно. Но он хотел это увидеть, заплатил, так что теперь где-то существует такое видео. Причем, как только он это увидел, он сам признал: «Ну да, перебор».

— Наш телеканал рисует новый мульт про русского супергероя, он называется «Бурдашев». Сколько надо вам заплатить, чтобы вы бросили «Рика и Морти» и начали работать у нас?

— Ахаха! Слушай, ну я правда не знаю. Тяжело уйти из «Рика и Морти». Пара других шоу приглашали меня, но... Вообще я хочу однажды стать режиссером. Уже был им на прошлых проектах, и на «Рике и Морти» тоже изначально очень хотел режиссировать. Но, понятное дело, там и без меня много талантливых ребят, типа тех, кто раньше работал над «Симпсонами». Конечно, я согласился быть раскадровщиком. Но очень надеюсь, что мне дадут срежиссировать хотя бы один эпизод «Рика и Морти». Не хочу сглазить, но я работаю над этим. Так бывает: ко мне приходят ребята из других шоу, зовут быть режиссером, но всегда приходится выбирать.

— То есть сейчас не существует такого проекта, ради которого ты бы бросил «Рика и Морти»?

— Не знаю, у моих друзей в Лос-Анджелесе есть пара реально крутых проектов. «Рик и Морти» — это шикарное шоу, это феномен! У него огромная и суперлояльная фан-база. Тема в том, что, если ты только создаешь шоу, у тебя есть возможность сформировать его язык и основу, и это привлекает. Не знаю, как далеко вы зашли с вашим проектом... Скорее всего, далеко.

— Это да. Но как бы ни старались, все мы слишком далеко от «Рика и Морти».

— Главное — пытаться.

— Возвращаясь к теме взрослой анимации. Назови три (или даже пять) анимационных сериалов, которые ты бы посоветовал каждому?

— Хм, думаю, «Время приключений» — отличное шоу. Это такая офигенная песочница, классный мир. На шоу работают отличные художники. Я такие сериалы называю «полем для экспериментов», там может произойти что угодно. Визуальный язык очень гибкий. Я огромный фанат «Эон Флакс», старого сериала на MTV. «Симпсоны», конечно, дали мощную базу для современной американской анимации. Есть какие-то очень крутые старые эпизоды, они до сих пор поражают. «Рен и Стимпи» — из той же оперы. Роскошная работа с визуалом. И пятый...

— Сейчас нельзя назвать «Рика и Морти».

— Да, конечно.

— Может, «БоДжек»?

— Нет, «БоДжек» классный, но… Пытаюсь вспомнить что-то такое прям… Мне нравится «Ванпанчмен» и что-то в этом роде, вообще смотрю много аниме. Я большой фанат «Ван Писа», хотя манга лучше. Ну, в принципе, вот!

— Окей! Я думаю, сейчас мы перейдем к блицу. Рик или Морти?

— Рик.

— Вы когда-то слышали русские слова?

— Да, несколько.

— Какое самое странное?

— Яблоко? А, все станции метро! Я пытаюсь произнести их для друзей, типа, давай встретимся здесь. Мы пытаемся их переиначить как-то под себя, чтобы было понятно, типа Turkey Next Stop (Тургеневская?). Но понимаем это только мы.

— Русская водка или русские женщины?

— Женщины!

— Из-за чего случится конец света?

— Думаю, я отвечу «Фейковые новости».

Полное интервью в видеоформате смотрите на сайте 2х2.