КАК СОЗДАТЬ ПОРТФОЛИО, ЕСЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК НЕТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

26 December 2020

Не важно, работаете ли вы в штате, на фрилансе, или не работаете вовсе. Важно, что портфолио нужно не только для позиционирования и продвижения на рынке труда. Это ваш Helicopter view. Это инструмент отслеживания собственного прогресса, сохранения мотивации и выбора стратегии.

❌Портфолио — это НЕ перечень ваших статей
❌НЕ фотки с организованных вами мероприятий
❌НЕ цифры, проценты, графики и диаграммы
❌НЕ отзывы от клиентов и официальные благодарности от президента
❌НЕ ваш отчет о проделанной работе

Портфолио - это конструктор из ваших небольших историй успеха.

🎁 Эти микро-кейсы говорят о вас, как о профессионале, характеризуют вас, проявляют вашу логику и подход к достижению целей.

👉Начать можно с 3-х слоев: Проблема (точка А) — Решение (ваш вклад) — Результат (точка Б) 👈

‼Разумеется, в портфолио красиво смотрятся известные имена, бренды, а также цифры. Но если вы под NDA или у вас всего этого нет по другим причинам, то вы можете сделать обезличенную презентацию себя.

💬Указать на ваш профиль может упоминание сфер, отраслей, фактов о компаниях и людях, для которых вы что-то делали. Не можете показать конкретику - покажите аватар. Не владеете конкретными цифрами - давайте вашу экспертную оценку. Можете показать какие-то фото или изображения - будет красиво. Не можете - и черт с ним.

КАК СОЗДАТЬ ПОРТФОЛИО, ЕСЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК НЕТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Памятка от маркетолога Ася Разумихиной

Фиксация достижений и кейсов в виде портфолио - не только отличный инструмент для поддержания мотивации и драйва. Портфолио помогает отслеживать динамику своего развития, тренироваться в самопрезентации, создавать нужное профессиональное позиционирование, структурировать опыт и выбирать стратегию развития.

А зачем еще вам портфолио?

  • Выделиться среди других кандидатов на вакансию
  • Облегчить себе переход в новую сферу
  • Начать работать на проектах и фрилансе
  • Усилить свое позиционирование на рынке
  • Показать максимальную осведомленность
  • Продемонстрировать кругозор
  • Увеличить стоимость своих услуг
  • Создать социальные доказательства для потенциальных клиентов
  • Подготовится к ответу на вопрос “Расскажите о себе?”
  • Показать логику и уровень работы с информацией
  • И т.д.

P.S. Кстати, если у вас все таки творческая профессия, то эти советы отчасти тоже вам подойдут. Важно показывать не картинки, а контекст и результаты, которые с ней связаны.

Как оформлять кейсы?

Начните работать крупными мазками в формате: Проблема - Решение - Результат.

Далее добавляете конкретики в деталях и цифрах.

И уже потом думаете о том, как можно подкрепить результаты визуально.

  • Компактность: 1 кейс - 1 страница (не мелким шрифтом)
  • Доходчивость: все должно быть максимально понятным для людей из любой сферы
  • В фокусе только вы: не замыливайте свои результаты словами “участвовала”, “совместно с командой”, “под руководством”. Ваша задача показать как можно наряднее ваш личный вклад.
  • Запрет на обесценивание результатов: если вы родили крутую идею, разработали проект, сделали финансовую модель, но “это не пошло” не по вашей вине, это все равно достижение.

Что делать, если у вас вообще нет никаких кейсов в нужной сфере или их мало?

Взять за минимальные деньги \ бесплатно проекты для портфолио - советовать не буду, это и так понятно, нужно, важно, но все таки не в любой сфере возможно.

Но что, кроме кейсов можно показать в портфолио людям, которым кажется, что их опыт в нужной сфере недостаточен?

  • осведомленность и компетентность в области трендов, best practice, ошибок игроков рынка, методов, инструментов и т.д.)
  • расчеты и моделирование проектов (= “при правильном раскладе можно добиться таких-то и таких-то результатов”)
  • обзоры брендов, проектов, отраслей (экспертное мнение, helicopter view, заметки)
  • анализ инсайдерской информации на основе бесед с профессионалами, работающими на интересующем вас рынке
  • критический анализ работы других специалистов в этой отрасли (= “я бы сделал лучше”)
  • собственную активность в информационном поле (статьи, комментарии, посты, экспертные видео по теме, инсценированные интервью, комментарии, участие в вебинарах и лекциях, фото с мероприятий, встреч или даже постановочные в диалоге и т.д.)
  • отзывы от прошлых коллег по работе о профессиональных характеристиках

Если проектов много, какие включать, какие нет?

  • Если вы претендуете на работу с различными отраслями и сферами, клиентами с разными потребностями, то лучше составить портфолио под каждое искомое направление.
  • Не показывайте клиенту лишнее и не интересное.
  • Не помещайте в портфолио проекты, которыми больше не хотите заниматься.
  • Показать кругозор в других сферах и бэкграунд можно, уделив этому последнюю страницу.
  • Ставьте проекты не по хронологии, а по значимости для потенциального клиента или по масштабу.
  • Если ставите в портфолио непрофильные проекты, коротко опишите, что общего есть между новой сферой и старым проектом.

А если вы работали в корпорации, а нужно портфолио для проектов, или наоборот?

  • Если работали в корпорациях, а хотите портфолио для проектной работы, дробите свою работу на проекты и описывайте в таком ключе.
  • Если работали на себя, а хотите показать портфолио клиенту или корпорации, представьте все, как будто были наемником.
  • Работали в агентстве, а нужно на сторону клиента - показывайте кейсы с точки зрения пользы для клиента, пишите, что работали в интересах разных брендов.
  • Работали на частников, что-то продавали или оказывали услуги обычным людям, а портфолио нужно для B2B, структурируйте для портфолио информацию про этих людей, используйте информацию об их местах работы, отрасли, статуса или уровня дохода, к какой социальной группе к какой аудитории принадлежат клиенты. То, что вы знаете изнутри потенциальную целевую аудиторию - может понравится будущему клиенту или работодателю.
  • Если вы не работали, сидели в декрете, организовывали процессы образования, развлечения, путешествий семьи, администрировали дела мужа, волонтерили, помогали знакомым и друзьям безвозмездно, пытались заниматься своим делом, но не преуспели, иногда за что-то брались и бросали - не сдавайтесь. Вам сложнее, чем остальным, но все это тоже можно оформить в мини истории успеха и пришить к делу :)

Как это все оформить?

В виде компактной презентации (я использую простую верстку в canva, но можно и в power point и другие программы для верстки) с тезисами, скринами, иллюстрациями, и ссылками на ваши экспертные статьи, заметки, видео-интервью, подкасты, посты в социальных сетях или персонального сайта.

Дайте название с фамилией и именем и словом портфолио: «Иванова Мария. Портфолио проектов. 2020.pdf».

Презентация не должна весить много. Вся ненужная информация и украшательство — мусор.

Ася Разумихина, Советник по репутационному маркетингу и GR
Ася Разумихина, Советник по репутационному маркетингу и GR