Мойка

11 October 2019

Унылый процесс, о котором нечего рассказывать. Если только у вас не
15 000 (да, уже столько) машин, которые арендуются в среднем 9-10 раз в день и должны быть чистыми.

И здесь любой опыт владения автомобилем можно обнулять, потому что:

  • машины мы не видим и, соответственно, не можем визуально оценить их чистоту;
  • они эксплуатируются по-разному. Одни могут ездить по городу круглосуточно, а другие стоят пару дней без движения;
  • погода меняется каждый день, а количество перегонщиков и моек нет. Так что мы не можем сегодня не пригнать машины из-за завтрашнего дождя, а завтра пригнать 5 000 машин, чтобы их помыли за одну ночь;
  • иногда бывает, что машина буквально два часа назад выехала из мойки, а клиенты жалуются на грязные салон или кузов. Её приходится снимать с линии и мыть вне очереди.

На запуске в начале 2018 года накопленных данных у нас не было. Ну, в общем, мы просто решили мыть машины каждые три дня вне зависимости от того, что с ними происходит.

Конечно, это привело к тому, что через раз мы отправляли мыться чистые машины. А ведь могли бы экономить, и, как следствие, снижать тариф на аренду. Кроме того, в Драйве почти вся команда ездит на Драйве. Поэтому начали замечать, что пограничных состояний у машин не было: либо очень чистые, либо очень нет.

Так что мы всё делали неправильно: тратили лишние деньги на мойку чистых машин, всё равно имея в автопарке грязные.

Тогда-то мы и разработали систему под гордым названием «Алгоритм назначения мойки». Она направляла машину на мойку, отслеживая четыре основных параметра:

  • Время с момента последней мойки. Даже стоячая машина пачкается дождём и пылью.
  • Расстояние, которое проехал автомобиль после мойки. Сразу после неё он мог откатать 400 км за день, а значит пора мыться.
  • Количество пользователей, которые арендовали машину после мойки. Чем их больше, тем быстрее она накапливает мусор, а коврики загрязняются.
  • Время в аренде. Иногда пользователи едят прямо в машине где-нибудь на парковке или просто стоят в пробках. Так при небольшом километраже машина, чистая снаружи, доезжает с грязным салоном.

Все эти четыре параметра мы настроили в зависимости от погоды, времени года, города и класса автомобиля.

Получился собственный центр управления полетами. Благодаря ему каждый день в Москве на мойку назначаются несколько тысяч машин. Назначения отображаются в сервисном приложении наших партнёров-мойщиков. После чего несколько сотен человек везут назначенные машины одну за другой к ближайшей мойке.

Да, каждую из 15 000 машин партнёры-мойщики вручную отвозят на мойку. А потом возвращают в город.

Сама мойка — процесс, где на огромном потоке легко халтурить. Мыть хуже, протирать кузов сомнительным текстилем, пренебрегать полиролью. Мы понимали это заранее. Поэтому заранее дали понять, что с нами такое не пройдёт.

Стандарт мойки Драйва

За шесть месяцев и 250 тысяч моек мы провели десятки экспериментов и научились на потоке стабильно хорошо мыть 15 000 машин.

Например, шампунь. Мы используем не первый попавшийся, а заморский, который поднимает пену ровно за две минуты. Затем уход. Машины Драйва протирают не старой футболкой, а микрофиброй плотностью 340 г/см. Есть синие, есть красные — для салона и кузова разные. Иногда на стёкла наносят гидрофобную жидкость. Полироль обязательна, и она особенная: работает, как антистатик для приборной панели, и пахнет приятно.

Выработать стандарт — ещё полдела: его надо контролировать. Базовый надзор осуществляют наши партнеры. Они обучают перегонщиков стандартам и проводят первичный контроль качества.

Затем подключаются технологии. Сразу после мойки перегонщик делает около восьми фотографий, которые отправляются в Яндекс.Толоку (краудсорсинговую платформу для выполнения заданий). За пару минут там обрабатываются тысячи фотографий, и мы получаем ответ о чистоте автомобиля.

Третий шаг — выборочная углублённая проверка машин. У нас есть контроллёры. Они выезжают к только что помытой машине и оценивают её чистоту по 80-ти элементам. Если контроллёрам что-то не нравится, машина отправляется на повторную мойку. А если контроллёрам что-то не нравится чаще, чем хотелось бы, мы можем наложить на партнера санкции, урезать количество машин, которые он моет или вообще прекратить сотрудничество.

Зима — любимое время года

Реагенты, от которых желтеют диски, белеющий ковролин в машинах, быстро кончающаяся незамерзайка, примерзшие двери и лючок бензобака — первые признаки нового сезона.

Каждый из них кажется незначительным, но не в масштабах каршеринга. Взять к примеру незамерзайку. Статистика, которую мы получаем с датчиков омывающей жидкости, гласит, что она кончается в среднем между двумя мойками. Когда слякоть, ещё интереснее. В особенно грязный период, когда на улице от +5 до -5 градусов и осадки, требуется заливать пять литров жидкости ежедневно. Справляются с этим наши мобильные незамерзающие бригады: они 24/7 развозят незамерзайку по машинам, у которых мойка была больше суток назад.

Зимний режим начнётся уже через месяц, ждём с нетерпением.

Эпилог

В общем, к декабрю 2018 года мы мыли 7 000 машин. Сейчас их 15 000. Так что требуется уже 1000 партнёров-мойщиков, чтобы в одном из трёх городов вы взяли любую из машин, и она была чистой. Конец.