Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

695 full reads
1k story viewsUnique page visitors
695 read the story to the endThat's 66% of the total page views
6,5 minutes — average reading time
Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

Абу Хамид - арабский проповедник, родиной которого была Гренада. Отсюда и составляющая имени аль Гарнати, что по арабский и звучит как Гренада. Долгие странствия привели его к Волге, и уже по этой реке он попал в Булгар. Три года он путешествовал по землям славян, побывал в Киеве. Еще три года жил в Венгрии, а потом, на склоне лет, направился в священный город Мекку откуда до Багдада было уже рукой подать.

Год рождения Абу Хамида точно неизвестен. Есть предположения, что это был 1080 год, но мог быть и 1100. Прожив какое-то время в Андалусии, он отправился на родину предков, чтобы получить достойное мусульманина образование. Для этого он морем добирался до Александрии, минуя Мальту и Сицилию. Прозанимавшись около года, он отправляется в Каир, который в то время был центром мусульманской культуры.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

Ему посчастливилось увидеть Фаросский маяк и обелиск в Айн Шамсе, о которых потомки могли уже только прочитать в отдельных источниках. Его привлекали и египетские пирамиды, и шумные базары, куда стекались купеческие караваны из многих стран, включая далекий Китай, Индию, Черную Африку и Дальний Восток.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

После двух лет обучения молодой человек направился в Багдад, где была религиозная столица мусульманского общества. Здесь он пробыл 4 года, завел семью и ребенка. В то время модно было путешествовать этим маршрутом, добывая знания на всю будущую жизнь. Но в 1130 году его путь лежит уже в далекий город Дербент. Его дорога пролегала через Абхару и Ардебиль, которые на то время были крупными городами на территории Южного Азербайджана. Впереди были горы, которые он успел перейти в этом же году.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

Завершив переход, странник оказался в Муганской степи, оставалось пройти Апшеронский полуостров. Дербент встречает путника своей бесконечной стеной, которая закрывала подступы к городу, переходя с одной стороны в горы, а с другой уходя в море.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

Ал-Гарнати, описывая свое путешествие, рассказывает, что на городском базаре он не раз встречал мусульман, проживавших в горах, которые плохо понимали друг друга, говоря на разных наречиях. Путешественник восхищается изобилием продуктов на базаре, красотой мечетей и нарядами самих горцев. Он описывает накидку из меха, которой, по-видимому, была бурка, придававшая горцам особый колорит.

Пройдя территорию Дагестана, путник решил идти к морю, где проживали хазары. Он увидел, как к морю устремляется огромная река, сама по себе напоминающая море. Ему разъяснили, что перед ним Итиль – Волга, впадающая в море, она делится на множество рукавов, всего их около семидесяти.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

Абу Хамид говорит, что река берет начало выше города Булгара, и сама является истоком для других более мелких рек. Зимой она замерзает, превращаясь в «твердь» по которой ходят лошади и домашний скот, там же можно проводить сражения. Ледовое покрытие помогло путешественнику измерить ширину реки шагами. Их оказалось 1840.

Он говорит, что в этой реке и Хазарском море рыбы неиссякаемое количество, и описывает, как легко заполняются суда уловом. Он с восторгом описывает рыбу необычной величины, которую способен поднять лишь мужчина богатырского телосложения, а перевозить в состоянии лишь привыкший к тяжелой поклаже верблюд. Для него Каспийское море так и осталось Хазарским, а страной хазар он по-прежнему считает все Нижнее Поволжье, хотя в то время как такового Хазарского ханства уже не было. Рассказывает он и о городе Саджсин (Саксин), стоявшем на Волге.

Этот город станет для него причалом на следующие 20 лет. От сюда он будет совершать путешествия в Булгар и Хорезм. Позже он напишет, что путь до Булгара занял у него 40 дней по реке. Сам город он описывает как довольно большой - с домами, сделанными из дубовых и сосновых бревен. Он пишет, что ночи здесь короткие, а дни – длинные, а вот когда приходит зима, все меняется, и ночи становятся бесконечными и очень холодными. Чтобы согреться, в местных племенах принято пить чай с медом, которого в этих местах очень много. Абу Хамид говорит, что зима в этих краях самое время для военных экспедиций, которые заканчиваются пленением жителей соседних земель и пополнением табунов лошадей.

Рассказал он и о народах соседних земель, которых в Булгаре называли ару. Это белокурые, краснощекие, голубоглазые люди в одеждах из льна и меха. Они охотники и их добыча бобры, горностаи и белки. Историки решили, что речь идет о предках удмуртов, которые, по его описанию, проживали в стране Вису и Арской земле.

В 1150 году путешественник отправляется дальше на запад, в сторону Киева. Он стал первым арабским путешественником, который побывал на славянских землях и записал интересные факты, которые не встретишь даже в русских летописях. Он описывает, как плыл по могучей реке, предположительно Оке, вода в которой была черной, но очень вкусной и чистой. Рыбы в ней он не увидел, но видел змей, которые не трогали людей. Так же в реке он видел водяных соболей, которых убивали ради шкурки, и везли на продажу в Булгар и Саджсин.

Абу Хамид восхищается землями, на которые он прибыл. Это была огромная страна, где выращивали пшеницу и ячмень, где было много меда и огромные вкусные яблоки. Жизнь была сытной и дешевой. Расчет на рынках шел беличьими шкурками, которые потеряли свою ценность из-за отсутствия меха. Самыми дорогими считались шкурки, где сохранились лапки, их связывают вместе, называя эту связку джуки. За одну шкурку можно купить буханку хлеба.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

Путешественник рассказывает, что славяне установили на своей земле строгие законы, которые не позволяют совершать преступления против своих соплеменников, иначе можно попасть в рабство или заплатить огромный штраф. Они надежные партнеры в торговых сделках, и, если что-то не вышло, они все равно отдадут долг, даже если придется для этого продать собственный дом и детей.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

При этом они храбрые воины, а вера у них – византийское христианство, хотя он говорит, что наблюдал картину, как славяне поклоняются дереву, перед которым бьют челом. Он отмечает, что на этой территории жить безопасно, иногда сюда наезжают булгары, которым они платят харадж.

Абу Хамид описывает славянский город, который называют «Город Куйав» (град Киев). Там он встретил «тысячи магрибинцев», которые внешне напоминали тюрков, которые говорили, как тюрки и оружие у них было тюркское, колчаны да стрелы, но здесь их называли беджн[ак]. Путешественника удивило, что никто из них не знал пятничной молитвы, и ему пришлось заняться их просвещением.

Встретил он там и человека из Багдада, супруга которого тоже была мусульманкой - дочерью одного из этих воинов. Путешественник не описывает город и его население, выходит, что жили там одни магрибинцы - печенеги. Абу Хамид решил продолжить свою просветительскую деятельность среди этого народа, принявшего ислам, и направился в Венгрию, где местная власть принимала к себе на службу кочевников, которые были отличными воинами. В Венгрии он учит кочевников мусульманским обрядам и оставляет после себя целую школу проповедников учения Мухамеда.

Пробыв в стране три года, путешественник успел увидеть четыре города, и узнал, что в горах Великой Румии ведется добыча золота и серебра. Проповедник говорит, что в Венгрии жизнь богатая и дешевая, а цена на невольничьем рынке сильно падает после очередного набега.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

В Венгрии ал-Гарнати пользовался большим уважением и имел влияние на мусульман-кочевников, поэтому король Геза решил не выпускать его из страны. Но, как правоверный мусульманин, Абу Хамид не мог ни посетить Мекку. Его отпускают с условием, что старший сын проповедника останется при короле, и после паломничества тот вернется в Венгрию.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

Король возлагает на Абу Хамида и дипломатическую миссию, заехать к киевскому князю и передать ему послание. Также с ним отправили человека, который должен был привести из другой страны новых воинов-мусульман. Перезимовав в Киеве под покровительством князя, путешественник отправляется через половецкие степи в Саджсин. Оттуда морским путем в Хорезм. На морское путешествие у него ушел целый месяц. Хорезм он вспоминает как чудесную страну, где множество городов и небольших селений, и где живут ученые и поэты. Вернувшись из Мекки, он направляется в Багдад, к своему знакомому, который к этому времени становится визирем халифа ал-Муктафи. У него он берет письменное сопровождение к сельджукскому правителю. В послании содержится просьба помочь страннику добраться до Венгрии. Но в Венгрию он так и не попал, задержавшись в Ираке.

Первый мусульманский путешественник, побывавший на Руси

В Багдаде он рассказал о своем сорокалетнем путешествии, и слушатели попросили записать увиденное им на бумагу. Вышла целая книга, которую он назвал «Ясное изложение некоторых чудес Магриба». Популярность этого издания удивила самого автора и вдохновила на новый труд. Спустя семь лет в Масуле он пишет книгу «Подарок умам и выборка из чудес». Она стала основой для лекций, которые он читает в келье Му‘ин ад-Дина.

Умер Абу Хамид в Сирии, куда переехал незадолго до смерти. Его сочинения пережили автора. Читателю понравился стиль описания путешествий, где кроме перечисления фактов, присутствовали элементы чудесного.

Если вам интересна эта статья — поставьте ей лайк. Это поможет каналу расти и развиваться, а новые статьи будут чаще показываться в вашей ленте. Также буду рад, если вы подпишетесь на мой канал.
Хотите обсудить статью и пообщаться с автором? Жду вас в комментариях!