Растаможка яхты в России, наш опыт

17 October 2019
Здесь будет информация о растаможке яхты (процедуре таможенной очистки) в 2019 году. Всё описанное основано на опыте прохождения таможенного контроля физическим лицом в Кронштадте и применимо к поддержанным яхтам из Европы и Америки. В южных регионах и на Дальнем Востоке процедуры растаможки отличаются в силу местных особенностей оборудования таможенных зон. О том как мы покупали парусную яхту в Швеции можно почитать тут.

Существует несколько видов ввоза яхты в Россию: по земле и по воде. По земле вы привозите яхту на прицепе, ставите на склад временного хранения (СВХ), заполняете таможенную декларацию и либо сразу получаете документы для оплаты пошлины, либо ожидаете проведения экспертной оценки стоимости. По воде вы приходите на таможенный пост, швартуетесь в указанном таможенниками месте и проходите те же процедуры.

Если вы ввозите яхту, которая присутствует в каталоге таможенной службы - её оценят по стоимости из каталога. Если же ваша яхта отсутствует в каталоге, скорее всего вас направят на экспертизу стоимости. Эксперт в течение 20 рабочих дней должен оценить лодку и вынести решение. Вы имеете право оспорить решение и провести перерасчёт, но для этого необходимо иметь обоснованные аргументы и документы, подтверждающие ваши слова. Договор купли-продажи яхты не признаётся безусловным подтверждением стоимости.

Главный документ, регулирующий работу таможенных органов - Таможенный Кодекс Евразийского Экономического Союза. В нём есть всё про права и обязанности таможенных органов. Законы и регламенты стран, входящих в ЕАЭС не должны противоречить данному кодексу.

Какие документы нужны для прохождения Российской границы на яхте?

  • Заграничные паспорта всех членов команды
  • Crew list (Судовая роль) с указанием порта выхода, пункта назначения, перечнем членов команды и подписью капитана. В судовой роли пограничники страны выхода, например, Финляндии, должны поставить печать. Имейте на борту минимум 4 экземпляра судовых ролей.
  • Договор купли-продажи яхты. Оптимальный вариант - договор, составленный на английском и русском языках. На одной странице должно быть две колонки с текстом - одна на английском, вторая на русском. Под каждой из колонок продавец и покупатель должны поставить свои подписи.

Нужны ли права на управления яхтой при пересечении границы?

На текущий момент пограничники не требуют данный документ. Если вы являетесь гражданином РФ и идёте без прав, помните, что вы действуете на свой страх и риск. Однако, опыт ввоза яхт по воде другими людьми говорит о том, что проблем не возникает.

Незадекларированные чайки в зоне таможенного контроля
Незадекларированные чайки в зоне таможенного контроля

После прохождения границы вы встаёте в зону таможенного контроля и заполняете таможенную декларацию у инспектора. С декларацией подаётся договор купли-продажи на основании которого указывается стоимость яхты.

Дальнейшие действия зависят от места прохождения таможенного контроля. В Кронштадте при подаче декларации сотрудник таможни делал фотографии яхты в нашем присутствии для передачи эксперту. Однако, спустя месяц, нас снова вызвали на таможню для предоставления лодки самому эксперту.

Время простоя на таможне

Фактическое время простоя яхты на таможне в Кронштадте составило два месяца. Это долго, в Выборге даже с учётом соблюдения максимальных сроков, яхты проходят таможню за месяц. В начале лета 2019 года этот срок был ещё меньше и мы читали отзывы счастливых владельцев, получивших лодки через неделю после подачи декларации.

Мы наивно полагали, что нас не могут держать на таможне больше 20 рабочих дней, в течение которых должна проходить экспертиза. Однако, экспертно-криминалистическая служба получила наши документы спустя почти месяц после постановки лодки на таможню и срок в 20 дней запустился с момента получения ими документов. Нам неизвестно на каком основании сотрудники таможни в Кронштадте так долго передавали бумаги.

Почему мы пошли в Кронштадт, а не в Выборг?

Наш перегон состоялся в начале мая. На Сайменском канале, который нужно проходить, чтобы дойти до пограничников возле Выборга, ещё не открылась навигация и было два варианта - искать место стоянки в Финляндии и ждать пару недель или же идти напрямую в Кронштадт. Команда выбрала второе и мы доверили яхту Балтийской таможне, надеясь на чёткую работу.

А сколько это всё стоит?

Ещё один нюанс прохождения таможни в Кронштадте - платная стоянка. Является ли это законным - неизвестно. Компания, которая предлагает заключить договор, в июне 2019 года не числилась в реестре складов СВХ, опубликованном на сайте Балтийской таможни, а значит, согласно кодексу ЕАЭС не имела права оказывать услуги по хранению товара, находящегося в таможенной зоне. Это выводы, сделанные автором статьи после изучения правовой базы и официальных информационных ресурсов таможни. Сумма за месяц стоянки составляла около 14 тысяч рублей. Это дорого.

Посчитать таможенную пошлину точно вы не сможете. Решение таможенного эксперта может быть непредсказуемым и базируется на просмотре объявлений с подобными лодками. Если яхта уникальна и не присутствует на рынке, всё ещё сложнее. Мы купили популярную в Швеции яхту по приемлемой для неё цене, эксперт оценил её примерно в ту же сумму, накинув пару сотен шведских крон сверху. От суммы, указанной экспертом, рассчитывались пошлина 15% и НДС 20%, которые мы должны были оплатить. В нашем случае общая сумма составила 105 тысяч рублей. Это то, на что мы рассчитывали.

Оплата пошлины производилась в Питере, на Канонерском острове. После оплаты нужно было вернуться и предоставить документы инспектору. И вперёд, навстречу новым бюрократическим приключениям! :)

О самом переходе можно почитать тут: Начало сборов, Стокгольм - Ханко ч.1, Стокгольм-Ханко ч.2, Маленькие рекорды. А также видео.

Если вы заметили какую-то неточность, напишите, пожалуйста, в комментарии.

И не забывайте подписываться на нас :)