дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Зигзаги судьбы картины Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный убивает своего сына»

9 November 2019

Картина выдающегося российского художника Ильи Ефимовича Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известная как «Иван Грозный убивает своего сына» имеет трудную и интересную судьбу. Психологическая мощь, исходящая от полотна, производит сильнейшее впечатление...Не случайно, особо чувствительные люди, часто, буквально, впадают в ступор, рассматривая это полотно. О сюжете картины и технике написания написано много, но есть у картины и другие стороны ее жизни, о которых известно не так много.

художник Репин И.Е.
художник Репин И.Е.

Как вспоминал сам Репин, картину он писал в каком-то своеобразном трансе, то делая набросок за наброском, то забрасывая кисти в опустошении. Оставить надолго работу художник не мог, картина словно манила его звала продолжить работу. Для образа героев своей картины Репин пытался найти подходящих прототипов и среди знакомых и среди случайных людей, встреченных на улице. Прообразом царевича стал писатель В.М.Гаршин. По совпадению или может быть какому-то злому року после написания картины, он погиб. Гаршин покончил с собой, бросившись в лестничный пролет (впрочем, у писателя была наследственная психическая болезнь, и возможно это было просто особо сильное обострение?).

Скандальную славу картина получила со своего первого показа широкой публике. Слухи о картине ходили еще до начала выставки. Ажиотаж был большой. Александр III почти сразу запретил показ картины широкой публике и из-за неоднозначного сюжета и из-за впечатления, так как у некоторых людей начиналась истерика, а кто-то даже падал в обморок. О том, какое впечатление картина произведет на зрителей, Репин понял уже тогда, когда картину только готовили к показу. По воспоминаниям очевидцев, когда картину только привезли в выставочный павильон и распаковали, шум молотков затих и наступила гробовая тишина. Потрясенные рабочие в немом оцепенении смотрели на картину.

Заняла картина и свое место в истории революционного движения в России. Народовольцы клялись перед полотном великого художника отдать всего себя делу свержения самодержавия. Потрясла картина и известного мецената Третьякова, который и купил ее. Картину было запрещено выставлять напоказ, и только спустя три года, благодаря художнику Боголюбову А.П. имевшему заметное влияние при дворе картину, разрешили выставлять.

Подвергалась картина и нападению. Первый раз это произошло в январе 1913 года. Картина подверглась нападению Балашова - иконописца-старообрядца, который набросился на картину и нанес три пореза по лицам царя и царевича. Восстанавливать картину примчался сам Илья Репин. И вот здесь картина действительно могла погибнуть, вернее, перестать быть тем шедевром, каким мы знаем его сейчас. Илья Репин словно в трансе начал переписывать лица. Хорошо, что это заметили помощники и смогли отвлечь живописца. С тех пор картина хранится под защитным стеклом. Второй раз нападению картина подверглась уже в наше время. 25 мая 2018 года безработный из Воронежа разбил раму и успел повредить часть фигуры царевича Ивана в центре.

Сейчас картина выставлена в Государственной Третьяковской галерее. Так что у картины тоже интересная и сложная судьба как и у ее героев.