"Девушка на Луне"

ЧУВАШСКИЙ НАРОДНЫЙ ЭПОС

Девушка на луне - это замечательная легенда чувашской мифологии. Впервые ознакомился с этим народным творчеством по рассказам моих бабушек и дедушек. Впервые прочитал самостоятельно уже в подростковом возрасте в сборнике Юхма Мишши - чувашского писателя и собирателя национального фольклора. У этой сказки есть несколько версий которые немного могут отличаться от оригинала, связано это с поздними сочинениями.

Народная сказка несёт в себе мировоззрение, культуру своего народа. Она развивает и воспитывает человека, передавая ему самое сокровенное и характерное для нации. К примеру, чувашские народные легенды, мифы и сказки недирективно, метафорично внушают слушателям и читателям модели поведения, особенности характера и способностей, потребности, ценности, убеждения, верования, жизненные сценарии, смыслы и миссии, свойственные чувашам. Как вы думаете, какую воспитательно-развивающую программу содержит в себе чувашская народная легенда «Девушка на Луне» – одна из самых известных, объясняющая пятна на ночном светиле? Как Вы считаете, что она отражает, какие мотивы поведения и мировоззрения героини?

Давным-давно, в незапамятные времена, жила на земле злая-презлая колдунья. У колдуньи была падчерица – тихая, работящая и собой писаная красавица.

Не любила колдунья свою падчерицу, постоянно ругала, изводила непосильной работой. А та, хоть бы ей что, всё такая же красивая да пригожая. Заговорит – словно жаворонок запоёт, улыбнётся – будто ясным солнышком всё кругом осветит. Всем нравилась красавица, все её любили. Но это только ещё больше злило мачеху, и задумала она во что бы то ни стало погубить падчерицу.

Однажды в глухую полночь колдунья примчалась невесть откуда на своей железной мялке, разбудила спящую девушку и говорит:

– Сбегай-ка на речку, свежей водицы испить захотелось!

Девушка встала с постели, взяла вёдра с коромыслом и пошла на реку.

«Пойти-то ты, красавица, пошла, а вот поглядим, вернёшься ли», – думает про себя колдунья.

Ночь была ясная, морозная. С неба светила полная Луна, под ногой снег похрустывал.

Любуясь лунным сиянием, девушка спустилась к проруби. Сняла с коромысла вёдра, наклонилась, чтобы зачерпнуть воды, а когда выпрямилась – в ужасе отшатнулась: со всех сторон её окружали страшные ведьмы. Они носились вокруг неё на помелах и мялках, протягивали костлявые руки, щёлкали железными зубами.

В страхе девушка зажмурилась, взяла вёдра на коромысло и заспешила домой. Не тут-то было! Ведьмы не отстают от неё ни на шаг, загораживают дорогу, со всех сторон тянут страшные руки, вот-вот растерзают.

Девушка в отчаянье озирается, но кругом – ни души, только одна-одинёшенька луна с неба светит.

– Не дай погибнуть, ясный месяц! – взмолилась девушка.

Луна услышала мольбу девушки, засияла ещё сильней и на своих лучах подняла девушку с вёдрами с коромыслом к себе. Теперь ведьмам до неё было уже не дотянуться.

С тех пор в ясные ночи на полной Луне и видится девушка с коромыслом на плечах. Приглядитесь получше – обязательно увидите.

Эта история вдохновляет чувашских мастеров на создание авторских изделий. Эта присказка часто ложится в ювелирное искусство чувашского народа, в дизайн одежды, брелков, игрушек и в домашнем декоре.

Важное:

Хотим заметить что некоторые татарские деятели снова пытались положить руку на популярный чувашский фольклор и присвоить себе её авторство. Ещё они дали этой девушке среднеазиатское узбекское имя, что само по себе дико смешное явление! Но у этих не добросовестных людей ничего не получится, это любимая всеми чувашами сказка, так что товарищи татарской науки уберите с чужого достояния свои длинные руки. В принципе некоторые татарские хитрые ребята никогда не кичатся тем, что много чужого присваивают себе, от каракалпакской до алтайской культуры. Про то как они башкирский "курай" хотели сделать своим исконно татарским музыкальным инструментом я уж вообще молчу.