Вариатор

Вариаторы в начале века взрывным образом захватили рынок автоматических трансмиссий, заменив дешевую и неубиваемую "механику" на машинах мегапопулярного класса "мини" с двигателями до 2-х литров.
Вариаторы в начале века взрывным образом захватили рынок автоматических трансмиссий, заменив дешевую и неубиваемую "механику" на машинах мегапопулярного класса "мини" с двигателями до 2-х литров.

Вариатор начал эксплуатироваться с начала 21 века и сразу получил почетную медаль "за идеальные переключения" и позорный ярлык "одноразовый" из-за того, что убить вариатор было настолько просто, что сделать это могли даже осторожные водители в самыми обычными дорожными условиями.

Вариатор, говоря простым языком, это трансмиссия, где передачи переключаются по принципу велосипедных звездочек:

Только вместо привычных зубьев зацепление производится по принципу тяги паровоза по рельсам -

колесо и рельс допускают износ в 5 -9 мм
колесо и рельс допускают износ в 5 -9 мм

В вариаторе металлический гладкий ремень как колесо паровоза цепляется за гладкую поверхность конуса, прижимаясь к нему под огромным давлением, чтобы не допустить проскальзывания.

ремень вариаторов Японии допускает износ в 50-80 микрон
ремень вариаторов Японии допускает износ в 50-80 микрон

Есть два различных типа вариатора, с цепью толкающего типа (состоит из рабочих сегментов). Это в основном японские вариаторы Джатко и Айсин.

Вариаторы Джатко - лидер по ремонту вариаторов. Айсиновские вариаторы Тойоты гораздо более редки в ремонте.

И вариаторы с цепью тянущей, которая цепляет металл конусов своими штифтами. Это обычно вариаторы Ауди. Не очень популярные в эксплуатации и очень популярные в ремонте.

штифтовая цепь вариаторов Ауди
штифтовая цепь вариаторов Ауди

Эта особенность цепи\ремня и рождает типичные болезни вариаторов:

1. Проскальзывание ремня по конусам и износ металла. Чем сильнее изношен протектор ремня, тем при меньшем продавливании педали газа начинается срыв в скольжение. Компьютер отслеживает это и ... прибавляет давление гидравлики, которая прижимает ремень в конусам до тех пор, пока или ремень не рвется, или

износ протектора ремня вариатора
износ протектора ремня вариатора

2. пока подшпники, на которых стоят конуса, не начинают кричать от боли и проситься на пенсию. Замена подшипников вариатора - самый популярный ремонт.

Кроме этих типичных для вариатора болезней встречаются обычные для других автоматов:

  • проблемы электрики, которая в горячем масле хорошо служит первые 5-10 лет, после чего требует плановой замены.
  • проблемы фрикционов, которые исправно служат 10-15 лет, если не перегрелись и не сгорели от недостатка масла или от "холодного" масла
  • проблемы протечек в гидравлической системе, связанной с износом резиновых и тефлоновых уплотнений, которые требуют замены после 5 - 10 лет работы в чистом масле
  • проблемы железа, которое в принципе "неубиваемое", как в механических коробках, но тоже не любит работать без масла или в грязном масле

Подробнее о типичных неисправностях вариаторов и ошибках в вождении, которые приближают досрочную смерть узлов вариатора

Сложилась такая статистика по ремонту вариаторов:

На первом месте по ремонтам с большим отрывом идут вариаторы Джатко с их первым массовым JF011. Их ставили на все Кашкаи, Х-trail, и остальных одноклассников. На втором месте братья старше по классу (Мурановские JF010) и младше по возрасту - JF016.

Затем идут вариаторы Ауди из группы 01J, которых много встречается на А4-А6.

И на третьем месте - вариаторы Тойоты.

В конце ремонтных рейтингов идут более редкие на рынке вариаторы - Мерседес (722.8), Хонды (M4VA), Субару (TR580), GM (VT25) и остальных производителей. Не столько из-за своей надежности, сколько из-за ограниченной серии, поступившей в продажу.

Каждая фирма пробовала свои силы в выпуске вариаторов, но прибыльными их сделать удалось немногим. Но опыт неудачной эксплуатации вариаторов дал несколько закономерностей: "как оттянуть неминуемую старость своего вариатора"

1. Больше всего вариатор не любит работы на холодном масле. "Холодное" это все что ниже 60 градусов. Особенно вредно действуют агрессивные разгоны в этом режиме. Поэтому, когда вы с январским утром опаздываете на работу и выбираетесь из сугроба не расчистив снег, надеясь, что полноприводный автомобиль вытянет, то вы быстро приближаетесь к капремонту. И это понятно, работа - она для чего? Заработать деньги. И нужно надеяться, что денег разаботаете много, хватит и на ремонт вариатора.

2. Очень неприятно для вариатора работать в грязном масле. грязь забивает каналы системы и недодает давления на фрикционы (горят) и на ремень с конусами (проскальзывает). А от всего этого рождается новая грязь, и начинается цепная реакция болезни. Поэтому масло в вариаторе нужно проверять не менее часто, чем масло в двигателе.

3. Перегрев - на одном из первых мест всех причин, отчего вариатор выходит из строя. Для охлаждения вариаторов обычно используются "таблетки" теплообменников. За 3-5 лет каналы теплообменника забиваются и вариатор летом начинает греться все сильнее и сильнее.

4. Как ни странно, но губительно на ремень и конуса действует работа на высоких оборотах. Довольно тяжелый (1.5 кг) ремень от центробежных сил начинает вытягиваться в кольцо, отрываться от конусов, растягиваться и изгибаться по самому тяжелому режиму.

И хотя ремни за последние 15 лет доведены до совершенства, но повышенные обороты сокращают их ресурс так же быстро как погрузка мешков с цементом при температуре тела в 38 градусов убивает сердечную мышцу.