"Несчастливое путешествие судна "Батавия"

27 August 2019

В августе 2019 года Королевский Австралийский Монетный Двор запускает новую монетную серию кораблекрушений. И первая монета посвящается кораблю «БАТАВИЯ». Монеты этой серии будут иметь впервые использованную треугольную форму. И относительно небольшой тираж равный 20 000 монет.

"Несчастливое путешествие судна "Батавия"
"Несчастливое путешествие судна "Батавия"

«Батавия» была спущена на воду в 1628 году в Амстердаме, и уже 28 октября отправилась в своё первое и, к сожалению, последнее путешествие…

На её борту находилось 350 человек, 600 тонн груза и 200 тысяч гульденов (по тем меркам колоссальная сумма денег), драгоценности и другие ценные подарки наместникам. Также среди всего этого богатства находился агатовый кубок римской работы, принадлежавший художнику Рубенсу. Он надеялся продать это произведение искусства, поправив тем самым своё финансовое положение. Перед «Батавией» стояла задача добраться до одноимённой Батавии (сейчас это Джакарта Индонезия) на острове Ява, чтобы приобрести специи и пряности.

Командующим экспедицией был назначен Франциско Пелсарт (Francisco Pelsaert), должность его называлась «старший купец», капитаном корабля был Ариан Якобс (Ariaen Jacobsz). Также на борту находился и «младший купец», им был обанкротившийся фармацевт Иероним Корнелис (Jeronimus Cornelisz). Забитую ценностями «Батавию» сопровождал конвой из семи кораблей. Среди них был один военный корабль, три - двойного назначения, два торговых судна и одна яхта.

Такая баснословная сумма денег, да ещё и прочие драгоценности, не могли не помутить рассудок главным членам экспедиции, а именно капитану и младшему помощнику Корнелису, задумавшим устроить бунт и увести «Батавию» с намеченного курса. Но костью в горле для них был Пелсарт и его отряд солдат, охранявших ценный груз днём и ночью. К счастью мятежников, в скором времени Пелсарт заболел лихорадкой и слёг. Наконец заговорщики устроили провокацию, в ходе которой намеревались убить всех солдат вместе с их командиром Франциско Пелсартом. Они вытащили на палубу корабля одну из пассажирок - Лукрецию ван дер Милес, и надругались над ней. Якобс и Корнелис рассчитывали, что меры наказания, которые предпримет Пелсарт, спровоцируют бунт среди матросов, в ходе которого будут убиты все «неудобные» им. Но солдаты быстро и аккуратно взяли ситуацию в свои руки, разрушив планы заговорщиков. Перед Пелсартом встал вопрос выбора наказания для преступников. Он понимал, что слишком жёсткие меры приведут к недовольству матросов и последующему мятежу, который только и ждут Якобс и Корнелис, в свою очередь слишком мягкое наказание могло вселить безнаказанность и ещё сильнее развязать руки матросам. Но сделать выбор ему было несуждено. В ночь на 4 июня 1629 года «Батавия» налетела на риф (это место сейчас называется остров Бикон) и получила пробоину и вскоре затонула на небольшой глубине. Таким трагическим путём и была открыта Австралия, называемая до этого Terra Australis (Южная Земля).

Практически всем пассажирам удалось выжить (40 человек утонули) и добраться до небольшого необитаемого острова. Но здесь уцелевших постигла ещё одна неудача, на острове не было питьевой воды, а запасы пищи были крайне малы. Пришлось переплывать на другой остров. Не обнаружив воды и на новом острове, Пелсарт принимает решение добраться до Явы в поисках помощи. Вместе с ним отправились ещё около двадцати человек, включая капитана Якобса, и после 33 дней плавания на девятиметровом баркасе все они добрались до порта Батавии.

Узнав о случившемся, губернатор Батавии в первую очередь арестовал матросов причастных к нападению на Лукрецию ван дер Милес. А также капитана Якобса по подозрению в организации мятежа. После этого на место кораблекрушения был направлен спасательный корабль под командованием Пелсарта. С момента отплытия баркаса и до момента прибытия корабля прошло 50 дней. И всё это время на острове разворачивались трагические события, уносившие жизни несчастных людей.

Оставшийся на острове Корнелис понимал, что ему грозит после прибытия корабля с Явы. Дабы не быть арестованным и не подвергнуться наказанию, он задумал захватить корабль, который придёт на помощь и, подняв драгоценности с затонувшей «Батавии», скрыться на нём. Для этого, он сперва захватил власть на острове, приказав собрать все оружие и провизию в одном месте. После этого ему требовалось избавиться от неугодных ему людей. Сделать это не составляло особого труда, достаточно было просто обвинить очередного обречённого на гибель в попытке кражи продовольствия, и дальше наблюдать, как толпа приводит приговор в исполнение. Так было убито порядка 110 человек. Верных Пелсарту солдат, Корнелис решил отправить на соседний остров в поисках воды, в надежде, что они там погибнут. Однако, вскоре выяснилось, что солдаты не только не погибли, но и смогли отыскать воду. Об этом свидетельствовал дымовой сигнал, который они подали после своего успеха, не догадываясь, что происходит на первом острове. Всё же некоторым счастливчикам удалось добраться до острова где находились солдаты и предупредить их о происходящих событиях. Солдаты, понимая, что Корнелис и его сообщники скоро доберутся и до этого острова, стали строить укрепления из камней и кораллов. И вооружившись подручными средствами защиты стали ждать нападений. Корнелисом было предпринято несколько попыток захвата острова, но солдаты умело отражали их. В ходе одного из очередных штурмов, нападающие так увлеклись атакой, что оборонявшимся солдатам удалось захватить Корнелиса в плен. После этого мятежников возглавил Ваутер Лос, и организованный им штурм изнемождённых солдат практически закончился успехом. Но в это время подошёл корабль с Пелсартом на борту. Вскоре все мятежники были окружены и схвачены.

Суд на бунтарями был проведён прямо на острове. Иероним Корнелис и ещё семь человек были казнены. Им отрубили правую руку, а потом повесили. Ещё пятерых доставили в Батавию, где они также были повешены по приказу губернатора. Тем кого не повесили, было выписано по двести ударов плетьми, но редко кто доживал до ста ударов. Капитан Ариан Якобс даже под пытками не признался в заговоре и организации мятежа. Из-за недостатка обвинений его поместили в тюрьму, где он и умер.

Был наказан и Франциско Пелсарт, правда, его наказание носило финансовый характер. Власти Батавии посчитали, что он был не вправе учинять самосуд на острове. В этом же 1629 году он был избран в правительство Батавии. Но видимо, в 1630 году, во время экспедиции на Суматру он умер, потому, как к своим новым обязанностям в Батавии он не приступал.

Из всех пассажиров «Батавии», до острова Ява добрались только 68 человек. Эта трагическая история дошла до нас благодаря записям Франциско Пелсарта под названием «Ongeluckige voyagie van‘t schip «Batavia» («Несчастливое путешествие судна «Батавия»).

P.S.:

Большая часть груза «Батавии» была поднята со дна тогда же, в 1629 году. В 1950-е годы историк Генриетта Дрейк-Брокман после длительного изучения архивов пришла к выводу, что место кораблекрушения находится в архипелаге Аброльос, точнее в той группе его островов, которая называется островами Валлаби. В начале 1960-х журналист Хью Эдвардс вместе с Дрейк-Брокман организовал на острова несколько поисковых экспедиций. В установлении точного места гибели судна у острова Бикон помог рыбак Дейв Джонсон, который заметил старинный якорь, когда ставил на дне ловушки на омаров.

В 1970 – 1974 года морским археологам из Музея Западной Австралии под руководством Джереми Грина смогли поднять на поверхность несколько пушек, якорь, другие предметы, а также фрагменты левого борта «Батавии». Часть пушек и якорей не были извлечены из воды, а превратились в экспозицию своеобразного «подводного музея», который любят посещать дайверы.