Слайд-мэппинг – новое слово в архитектурном освещении

5 August 2019

Все мы знаем, что светотехника – инновационная область. Новые технологии, изобретения, модернизации случаются часто, обычно мы узнаем о них на выставках, семинарах, форумах и других важных событиях в отрасли. Да, конечно, еще источником знаний о новых технологиях служит Интернет и наш журнал «Современная светотехника». Неожиданным и приятным оказалось знакомство с новой технологией освещения зданий, которую представлял Павел Горбенко на одном из мероприятий компании «ЛенСвет».

Детище Павла называется «Слайд-мэппинг» – уникальная технология архитектурного освещения. Это инструмент для проецирования, по сути, любого изображения на любое здание. Технология основана на проекторах диапозитивов (слайдов). Размеры изображения, получаемые от одного проектора, варьируются в пределах 5–20 м. Павел разработал технологию, которая позволяет получать последовательные изображения от нескольких таких проекторов, соединенных в единое большое изображение. Такими уникальными изображениями можно осветить поверхности любой площади.

Слайд-мэппинг в спальном районе
Слайд-мэппинг в спальном районе

Принцип работы проектора для слайд-мэппинга легко понять на примере старых советских диапроекторов, однако, как и любое новшество, проекторы BLACK RAYS имеют ряд конструктивных отличий, а для получения яркой и сочной картинки в приборах установлены мощные источники света. Так, в одной из разработок компании Павла Горбенко – светодиодном проекторе BLACK RAYS 600 – в качестве источника света используется одночиповый светодиод мощностью 600 Вт. Новейшая оптическая система с функцией масштабирования изображений, созданная специально для проектора BLACK RAYS 600, позволяет получать колоссальный световой поток, причем яркость диода достигает 45 000 лм, а цветовая температура составляет 8000 К. Корпус проектора имеет защиту от всех типов осадков.

Проекторы можно использовать для архитектурной подсветки зданий, для праздничного и рекламного освещения. Устройства могут располагаться как на опорах наружного освещения, так и на временных опорах.

О том, как возникла идея, как создавались и тестировались эти решения и как были реализованы первые проекты, мы говорим сегодня с Павлом Горбенко, основателем компании BLACK RAYS, разработчиком уникальных технологий в светодизайне.

Павел Горбенко
Павел Горбенко

– Павел, для знакомства с нашими читателями, расскажите немного о себе. Первый этап – выбор профессии и обучение. Как это происходило?

– Светодизайном я начал заниматься, решив пойти по стопам отца. Проходить профессиональное обучение по светодизайну у меня не было возможности, учился по книгам различных авторов: европейских, русских и т. д. Одной из моих настольных книг было «Театральное освещение» Дамира Исмагилова и Елены Древалёвой – моя библия в профессиональной области. Потом жизнь распорядилась так, что я познакомился с обоими авторами. Когда учился по этой книге, авторы казались мне недосягаемыми авторитетами, в дальнейшем, став главным художником по свету в Государственном Кремлевском дворце, вместе с Дамиром Исмагиловым, главным художником Большого театра, мне довелось делать совместную работу Kremlin Gala «Звезды балета XXI века»

Это было очень интересно, наблюдать такие жизненные метаморфозы.

– Как вы попали в Кремлевский дворец?

– Все произошло достаточно просто: узнав о вакантном месте и оценив свой опыт и компетенцию, послал резюме, со мной провели собеседование, по итогам которого дали тестовое задание. Через две недели состоялся концерт Дмитрия Хворостовского, для этого вечера я делал световое оформление, затем было принято решение о моем вступлении в должность «художника по свету высшей категории». Через полгода директор и художественный руководитель Государственного Кремлевского дворца Петр Михайлович Шаболтай стал поручать мне организацию и выполнение светового оформления всех самых сложных мероприятий, и я вошел в команду.

Работа в Кремле позволила мне узнать и предметно изучить лучшее мировое оборудование для сценического освещения. Многие мировые лидеры знакомили нас со своими новинками, я осваивал эти приборы, и в дальнейшем с компанией-производителем мы говорили об их недостающих возможностях. У меня есть особенность – исследовать инженерные решения, примененные в различных световых приборах, поэтому мне было интересно обсуждать их с компаниями-производителями, и, как практик и изобретатель, я показывал им моменты, которые хорошо было бы изменить или внедрить. С одной из лидирующих компаний в отрасли получилось так, что они в течение двух недель внесли изменения в прибор, применив 30% из моих рекомендаций и скорректировав программное обеспечение; еще 30% рекомендаций они внесли позднее. А 40% не стали вносить, поскольку линия уже была запущена и экономически это было невыгодно. В дальнейшем при разработке новых продуктов они приглашали меня в качестве консультанта. Так же взаимодействовали и с другими международными компаниями, выпускающими световое оборудование, – кому-то давал обратную связь, некоторых просил внедрить те или иные идеи, необходимые мне для работы. Всегда было приятно увидеть их в серийном производстве или персонально для меня.

Что такое Кремлевский дворец? Это главная площадка страны. На мероприятиях используется лучшее оборудование, самые высокие стандарты и требования, и я их узнал. Более того, я спроектировал и силами подрядчиков провел модернизацию системы светового оборудования Большого зала и сцены Банкетного зала. Размещение каждого прибора было продумано концептуально, каждый прибор на своем месте и для определенной задачи, для определенной цели. Подрядчиками в Кремле работают только лучшие компании в различных областях. В данном случае проект модернизации системы доверили провести мне. Зная на практике все сложности, с которыми мы сталкивались в процессах создания шоу, я разработал и настроил единую систему управления светом, отвечающую высоким техническим стандартам и удобную для быстрой реализации любых творческих идей. Я очень горжусь этим проектом.

Работа в Кремле была чрезвычайно интересной. Мы делали красивые шоу на самом высоком уровне, а после я решил заняться собственным делом.

Я добился результатов, и хотелось дальнейшего роста. Начиная свое дело, подумал, что было бы интересно использовать приемы театрального и концертного освещения в архитектурном.

– Как родилась идея вашей компании?

– Однажды я приехал к друзьям, у них работал игрушечный проектор-ночник, который проецировал на потолок картинку спящего под звездами барашка.

Барашек, с которого все началось
Барашек, с которого все началось

Милая картинка, вызывающая улыбку и приятные эмоции, стала переломным моментом в моей истории. Я вышел на балкон, это был 25-й этаж в Чертаново. Вечер, темно, все серое. Я подумал, это пространство для жизни, люди возвращаются домой после работы, после тяжелого дня, общения с суровыми начальниками, после стресса, которым сопровождается рабочий процесс. Люди возвращаются домой, к семье, где растут дети, в тот мир, где хочется уюта, теплоты, творчества. Люди возвращаются домой, проходя через дворы, куда иногда страшно войти, потому что темно, неуютно, и с этой не позитивной энергией приходят к любимым. А как было бы здорово, если бы перед тем, как встретится с родными, люди попадали бы в уютную атмосферу?! Яркие красочные проекции встречали их и переключали на позитивный настрой, вызывали приятные эмоции, и, забыв про работу и начальство, люди перенастраивались на семью. А куда можно проецировать такую картинку? Разве только на торцы зданий без окон? Но их мало. А если проецировать на фасады, вырезая из луча свет, направленный в окна? Да, это было бы здорово! Так родилась идея. В дальнейшем началось ее развитие, создание алгоритма способа проецирования.

Освещение частного дома
Освещение частного дома
Освещение частного дома
Освещение частного дома
Освещение частного дома
Освещение частного дома

________________________________________________________________________________________

Справка:

Статичная проекция сфокусированного или расфокусированного изображения на фасаде здания, созданная при помощи одного или нескольких проекторов диапозитивов, при этом заблокирован свет направленный в окна и за пределы проецируемой плоскости, называется – «Слайд-мэппинг».

Для освещения архитектуры используется мягкий расфокусированный свет, подчеркивающий индивидуальными лучами света каждый элемент архитектуры, при этом свет не распространяется в окна и за пределы здания.

Для освещения поверхности разных цветов и оттенков используется расфокусированная проекция соответствующая форме и цвету поверхности.

Для декоративного освещения используется сфокусированая проекция статичного изображения, передающая смысл и настроение.

Для декоративного освещения картин художников используется сфокусированная статичная проекция «цвет в цвет». Возможно корректировать визуальный образ картины, проекцией дополнительных элементов или взаимодействием спектра света и отражающей способностью краски.

__________________________________________________________________________________________

– Когда же вы приступили к работе над своей идеей?

– Разработка нашей технологии началась в 2015 году. Вначале мы изучили опыт других стран, пытаясь найти что-то подобное, но таких примеров не было. Не было даже оборудования способного сделать это качественно и доступно для стационарного использования.

Затем в 2017-м запатентовали свою технологию, получив соответствующие документы на изобретение от Роспатента.

Патент на изобретение
Патент на изобретение

Суть нашего изобретения в том, что мы проецируем любое изображение на любое здание, не трогая само здание руками, не производя никаких работ на его поверхности, сохраняя в неприкосновенности. Источник света находится на расстоянии 20–100 м от освещаемого сооружения. Главные сложности в таком освещении – исключить попадание света в окна жилых домов, сделать проекцию гармоничной для здания и для зрителя. Мы добиваемся этого, используя свою технологию по «вырезанию» света из окон каждого конкретного здания, соотносим трапецеидальное искажение перспективы и точку «идеального зрителя».

В своей технологии освещения мы используем проекторы со светодиодным источником света на 150–600 Вт. Свет проходит через диапозитив, состоящий из четырехслойного стекла со своим изображением на каждом слое, по аналогии с цветной печатью и системой CMYK. Для создания диапозитива берем боросиликатное стекло, которое выдерживает высокие температуры. Изображение от одного проектора покрывает площадь поверхности 5–30 м, в диаметре в зависимости от мощности проектора, количества цветов слайда и уровня освещенности окружающей среды. Для формирования больших изображений требуется несколько проекторов, в каждом из них располагаем свой слайд с частью конечной картины, которая передается именно этим проектором. Чтобы итоговая картинка получилась целостной, без искажения изображения, с исключением потока света из окон, делаем специальные расчеты. К нашей огромной радости и гордости, мы получаем очень точные проекции.

К каждому зданию, к каждому проекту подходим индивидуально, это и понятно, ведь для конкретного проекта нужно выполнить определенные расчеты и измерения.

Возвращаясь к нашей истории, хочу сказать, что она заняла достаточно много времени. Сначала была идея. Затем разработка технологии и приборов. Получение патента. После этого мы занялись изготовлением визуализации и тестовых проектов. И только после того, как обрели уверенность в своей работе, перешли к продвижению на рынок и заказным проектам.

– Какой проект был первым?

– Одним из первых тестовых проектов стало освещение театра Романа Виктюка.

Здание, в котором располагается театр, выполнено в стиле конструктивизма. Чтобы поддержать архитектуру здания, мы разработали картинку в таком же стиле, отобразив на ней завод с трубами и написав своеобразный слоган: «Куём неистово искусство».

На стене здания театра, куда проецировалось наше изображение, расположено два ряда окон различной конфигурации. Мы вырезали свет из всех окон здания. Получилось интересно и необычно.

Освещение Театра Романа Виктюка
Освещение Театра Романа Виктюка

Завершив натурный эксперимент, сами удивились уровню точности, который у нас получился.

Успех дал нам новое дыхание, мы поняли, что можем уже не в теории, а на практике внедрять свою технологию.

После первого удачного проекта мы продолжили это направление: освещали Казанский кремль, школу искусств и жилую многоэтажку в Химках, Новосмоленскую набережную в Петербурге, выполняли другие заказы. Когда мы работаем на проектах, видим живую обратную связь от местных жителей и прохожих, у которых наши проекты вызывают удивление и позитивные эмоции. Это укрепляет нашу уверенность в том, что мы на правильном пути.

– Как разрабатывался проектор? В чем сложности?

– С технической точки зрения наш прибор не очень сложное изобретение. Но есть много нюансов.

Например, один из приборов, который мы поставили в проект, прекрасно работал, все было отлично, но маленький вентилятор сгорел, а вслед за ним сгорела электроника. Все случилось на тестовом проекте, прибор не был продан. Но мы понимаем, чтобы продавать это оборудование, необходимо решить такую проблему.

Мы должны делать надежно, это очень важно, и я понял, что нам не надо создавать свой прибор, нам нужны производители, способные сделать этот прибор профессионально.

В поисках партнера-производителя мы объездили различные европейские и азиатские выставки, посетили предприятия в России, Китае и Европе. Столкнулись с проблемой, что мощных приборов, необходимых для реализации наших задач, попросту нет за неимением спроса. А те, что есть, не отвечают нашим требованиям. У одних низкое качество фокусировки, у других сильный перепад яркости от центра к краям, третьи и вовсе перегорают в первые две недели эксплуатации. В российских условиях прибор может выйти из строя от ледяного дождя или от тополиного пуха, который забьется в вентиляционные отверстия. Есть еще ряд причин, не заметных на первый взгляд.

Оптимальным решением задачи стало объединение с существующим производством, но для качественной реализации технологии необходимо было создать специальный прибор, отвечающий всем требованиям. Сегодня у нас есть петербургский партнер – компания GOBOIMAGE, уже достаточно давно выпускающая подобные приборы для рекламных целей. Это очень надежный партнер, уже в течение 10 лет занимающийся проекторами, которые зарекомендовали себя как чрезвычайно устойчивые к российскому климату. Дополнительным преимущество стало местоположение, так как скорость реакции, сроки поставки и быстрое гарантийное обслуживание весьма важные факторы. Мы смело можем использовать решения нашего партнера в разработке собственной линейки проекторов BLACK RAYS, потому что они надежно функционируют в российских условиях. А оптическая система и равномерность проекционного поля данных решений сегодня лучшая в своем классе.

Освещение площади в Грозном
Освещение площади в Грозном
Пример вырезанного окна при освещении здания в Грозном
Пример вырезанного окна при освещении здания в Грозном

– Какие перспективы у слайд-мэппинга?

– Сильная сторона нашей компании – творчество и качество реализации. Мы создаем дизайн и рассчитываем проекцию индивидуально для каждого объекта, как говорится, «чтобы костюмчик сидел». Действительно, изображение на здании смотрится целостно и гармонично. Что касается технологии, я руководствовался идеей о том, чтобы делать прекрасное пространство для жителей наших городов, поэтому вижу наше развитие в следующих направлениях.

В первую очередь это украшение вечернего облика города на государственном уровне, как мы украшаем дом картинами, это один из инструментов создания комфортной среды для горожан. Слайды можно менять и достаточно быстро оформлять город к праздникам.

Основное направление для собственников или арендаторов зданий – стационарное архитектурное освещение с неограниченными творческими возможностями: любые цвета, градиенты, возможность тематического оформления или брендирования. По сути, это новый уровень архитектурного светодизайна после светодиодного освещения RGB-светильниками. Также технологию можно использовать в сочетании с традиционным освещением и по желанию достаточно быстро менять вечерний образ.

В особую категорию следует выделить освещение зданий, чтобы подчеркнуть существующую архитектуру, не изменяя ее изображением, а индивидуально подсвечивая все элементы. Это ценно для архитектурных памятников или в случае если освещение не было предусмотрено проектом, а размещение светильников и коммутации на фасаде испортит внешний вид. Мы создаем освещение, не прикасаясь к зданию.

Есть еще одно направление – использование проецирования в ходе фестивалей и других массовых мероприятий. Сейчас во время различных торжеств весьма популярен видеомеппинг – проецирование видео на поверхности домов. Это очень красивое зрелище, оно нравится людям, многие представители городских администраций просят сделать такие проекты для праздничных дней. У видеомеппинга одно отрицательное качество – слишком высокая стоимость. К примеру, один проектор для видеомеппинга на здании стоит от 3 до 6 млн рублей, для многих стацонарное архитектурное освещение видеопроекторами – неподъемная сумма и нецелесообразный расход, в то время как наши проекторы в 10–20 раз дешевле, цены от 250 тыс. рублей. Это зависит от комплектации и мощности, причем они уже способны работать на улице, не требуя дополнительной защиты, компьютера и оператора. Система самодостаточная, действующая автономно. Кстати, мы разрабатываем решения для каждого региона индивидуально, на севере нужно утеплять, на юге – эффективней остужать, где-то значительно усиливать крепление, чтобы справляться с ветровой нагрузкой.

В дни фестивалей и праздников я предлагаю с помощью слайд-мэппинга поддерживать видеомеппинг. Например, проект видеомеппинга может быть поддержан статичным изображением на соседних зданиях или ландшафте с помощью нашей технологии.

В-третьих, хочу рассказать еще об одном нашем открытии. Сейчас мы подготовили новый проект с рабочим названием «Арт-мэппинг».

Уникальность разработки в том, что мы «замеппили», то есть подсветили, картины уличных художников (стрит-арт), но сделали это определенным образом, используя наши технологии.

Что это значит? На стене дома или на театральных декорациях есть некое готовое изображение. Мы начинаем его подсвечивать цвет в цвет: на синюю часть светим синим светом, на желтую – желтым и так далее. В итоге обычная картинка, к которой люди привыкли и на которую не обращают внимания в темное время суток, вдруг начинает светиться сама по себе. Цвета, выглядевшие обыденно, даже тускло, становятся необычайно яркими, завораживающими. Никакой другой способ освещения не способен создать такой эффект, сравнить можно только с яркостью и контрастностью светодиодного экрана.

Но это еще полдела. На картинку мы спроецировали дополнительные изображения – те, которых не было на исходной картинке.

К чему это ведет? Мы можем дневное изображение с голубым небом и солнцем поменять на вечернее, добавляя луну, ночную синеву и россыпь звезд. Другие элементы картины также приобретут вечерний образ. Все остальное ограничивается только фантазией.

Главный архитектор Нижнекамска назвал это статичным медиафасадом. Днем видно и вечером видно. Да, он без динамики, но он необычайно яркий на фоне серого города. Он не слепит водителей. Проекторы маленькие, их не видно.

Освещение «цвет в цвет»
Освещение «цвет в цвет»

Таким образом, мы сейчас имеем несколько товаров в рамках нашей технологии, которые и предлагаем клиентам. И еще ряд технологий представим в начале 2020 года. Это пока останется в тайне, сейчас проходят испытания и регистрируется авторское право.

– Как вы намерены строить свой бизнес в плане дистрибьюции?

– Проект динамично развивается, мы развиваемся и открыты к обсуждению этих вопросов. Выстраиваем систему взаимодействия с представителями, сотрудничество должно быть взаимовыгодным, причем у нас будут высокие стандарты качества выполняемых работ – для нас это всегда останется на первом месте. Масштабироваться мы планируем через представителей в регионах и за рубежом. По всем вопросам можно написать мне на почту pavel@blackrays.ru

– Павел! Желаем вам огромных успехов, надеемся увидеть ваши проекты в городах России.

Беседу вела Наталия Тимофеева