Заводская "десятка" с двухлитровым мотором: история ВАЗ-21106

7k full reads

В девяностых годах в России стали активно создаваться различные тюнинг-фирмы, пытавшиеся доработать и разнообразить внешний вид отечественных автомобилей. На общей волне решили открыть тюнинг-ателье и дизайнеры ВАЗа Андрей Рузанов и Никита Матюхин.

Их первыми работами были тюнинг-обвесы на "Самары" и "Нивы", после чего у них возникла идея преобразить вид и недавно выпущенной "десятки". В сжатые сроки, чтобы успеть к международному автосалону, был создан спортивный обвес, включавший в себя бампера, решётку радиатора, расширенные крылья и накладки на пороги. Также для прототипа были изготовлены оригинальные диски, а сам он был покрашен в жёлтый цвет, из-за чего был назван "Жёлтой акулой". В таком виде он и предстал перед посетителями автосалона MIMS-1996.

ВАЗ-2110 "Жёлтая акула" на автосалоне MIMS-1996
ВАЗ-2110 "Жёлтая акула" на автосалоне MIMS-1996

Но "Жёлтая акула" представляла собой лишь прототип с внешним тюнингом, а двигатель и трансмиссия на ней остались без изменений. На выставке MIMS-1996 этот автомобиль был высоко оценён и получил специальный приз. После этого дальнейшие работы над ним стали вестись уже в Опытно-промышленном производстве (ОПП) ВАЗа.

Тем временем на ВАЗе решили создать спортивный автомобиль с двухлитровым двигателем для ралли группы А. Но сделать это было не так просто, потому что для участия автомобиля в гонках требовалось выпускать не менее 2500 гражданских версий таких авто в год. И за основу этого автомобиля решено было взять упомянутую выше "Акулу". "Гоночная" версия "десятки" подверглась основательным доработкам, и получила отдельный индекс - ВАЗ-21106.

Сердцем "стошестой" стал двухлитровый Opel C20XE 16V мощностью 150 л.с. Этот двигатель разгонял машину до 100 км/ч за 9,5 секунды, а максимальная скорость превышала 200 км/ч.

ВАЗ-21106 с двигателем Opel C20XE. Источник: http://24techno-guide.ru/images/img4810.jpg
ВАЗ-21106 с двигателем Opel C20XE. Источник: http://24techno-guide.ru/images/img4810.jpg

Из-за увеличившихся нагрузок пришлось переработать подвеску: спереди появился подрамник с треугольными рычагами, также были установлены новые амортизаторы, стабилизатор и усиленная задняя балка. Рулевое управление оснащалось гидроусилителем ZF. Дополнительно мог устанавливаться кондиционер.

ВАЗ-21106 на подъёмнике. Источник: https://a.d-cd.net/dg9d88s-960.jpg
ВАЗ-21106 на подъёмнике. Источник: https://a.d-cd.net/dg9d88s-960.jpg

В 1996 гоночные ВАЗ-21106 уже начали выступать на соревнованиях, а гражданская версия начала производиться с 1997 года. Машина выпускалась ВАЗом совместно с фирмами "Лада-Тул" и "Моторика". Помимо 4-х дверного седана выпускали также двухдверное купе ВАЗ-211061, но произвели их очень мало. Также "стошестая" имела различные варианты исполнения, или "эволюции".

ВАЗ-211061. Источник: https://a.d-cd.net/8d0551as-960.jpg
ВАЗ-211061. Источник: https://a.d-cd.net/8d0551as-960.jpg

Первая эволюция производилась с 1997 по 1999 года и имела такой же обвес, как у "Желтой акулы".

ВАЗ-21106 первой эволюции. Источник: https://a.d-cd.net/7e446das-960.jpg
ВАЗ-21106 первой эволюции. Источник: https://a.d-cd.net/7e446das-960.jpg

Самая массовая вторая эволюция отличается немного упрощенным обвесом: исчезли накладки боковин, изменились бампера и решётка радиатора. Также на эти машины начали ставить менее динамичную модификацию двигателя Opel C20SEL мощностью 136 л.с. Выпускались с 2000 по 2003 года.

ВАЗ-21106 второй эволюции. Источник: http://24techno-guide.ru/images/img4808.jpg
ВАЗ-21106 второй эволюции. Источник: http://24techno-guide.ru/images/img4808.jpg

На третьей эволюции были убраны расширенные крылья, теперь кузов не отличался от 2110. Также появился новый обвес.

ВАЗ-21106 третьей эволюции. Источник: https://a.d-cd.net/9b8be84s-960.jpg
ВАЗ-21106 третьей эволюции. Источник: https://a.d-cd.net/9b8be84s-960.jpg

Четвертая эволюция не имела обвеса вообще, только колёсные арки были расширены для 15-ти дюймовых колёс. Последние экземпляры этих машин были собраны в 2007 году.

ВАЗ-21106 четвёртой эволюции. Источник: https://a.d-cd.net/jiAAAgB4EOA-960.jpg
ВАЗ-21106 четвёртой эволюции. Источник: https://a.d-cd.net/jiAAAgB4EOA-960.jpg

Но, хоть и "стошестая" находилась в производстве довольно долгое время, в "Группе А" она пробыла недолго: в августе 1998 года случился кризис, доллар подорожал в несколько раз, и при цене в 20 000 $ о производстве 2500 машин в год не могло быть и речи. Зато в Российских чемпионатах гоночные версии ВАЗ-211067 и ВАЗ-21107 показали себя очень хорошо и завоевали множество наград.

Информационный буклет о ВАЗ-21107. Источник: https://www.drive2.ru/b/484232893405594359/
Информационный буклет о ВАЗ-21107. Источник: https://www.drive2.ru/b/484232893405594359/

Несмотря на свою гоночную направленность, "стошестые" хорошо прижились и на обычных дорогах: двигатели Opel были довольно распространены и найти запчасти на них было не сложно, правда стоили они дороже отечественных. Также 21106 была полностью сертифицирована и на неё существовали каталоги запчастей, что тоже облегчало обслуживание. А усиленные кузов и подвеска с импортными комплектующими имели больший в сравнении с обычной 2110 ресурс, за счёт чего "стошестая" требовала меньше обслуживания и ремонта.

А что вы думаете об этой машине? Буду признателен за ваши комментарии и лайки, а также за подписку на канал, на котором регулярно выходят статьи об интересных фактах отечественного автопрома. Спасибо за просмотр!