Прогулки в марсианских лесах

15 September 2019

Публикация главы из моей книги, над которой я на данный момент работаю.

Современный обыватель, внимающий победным реляциям NASA и SpaceX, обещающим высадку на Марсе уже в следующем десятилетии, а также слушающий разглагольствования астробиологов о том что некогда красная планета, была такой же голубой как Земля, даже не подозревает что на самом деле, истории поисков жизни на Марсе, уже больше сотни лет. Вот только сами верующие во внеземной разум, очень не любят вспоминать эту историю. После прочтения следующего текста, вы поймете почему.

Отправной точкой данного мероприятия, можно считать 1877 год. Именно тогда итальянский астроном Скиапарелли, наблюдая Марс в телескоп, углядел на планете некие ломаные линии, которые он назвал каналами. Собственно, в девятнадцатом веке, по умолчанию считалось, что условия на Марсе весьма похожи на земные, только похолоднее и воды поменьше. Таким образом, «открытие» Скиапарелли весьма органично легло на тогдашние представления о планете.

Идею каналов на Марсе, подхватили астроном Персиваль Лоуэлл и писатель Фламмарион. Последний был вообще популяризатором идеи жизни по всей Солнечной системе, например сохранилась иллюстрация к его книге «Астрономия для дам», изображающая поверхность спутника Юпитера Европы, это вполне земной пейзаж, изображающий поросший растительностью берег моря, лишь оранжевый диск Юпитера, висящий на небосклоне дает нам понять, что это вовсе не Земля. Лоуэлл расписал целый манямирок: он заявил что сами каналы, мы бы наблюдать не могли, так как для этого они должны были бы быть более десятка километров в ширину. Поэтому, мы несомненно наблюдаем полосы растительности, растущей вокруг каналов. Сами же каналы, разумеется искусственные и прорыты разумными обитателями Марса.

После такого, существование марсианской цивилизации, считалось априори доказанным. Люди могли сомневаться в существовании жизни, тем паче разумной, на других планетах Солнечной системы, но обитаемость Марса была догмой того времени. Выдвигались даже проекты посылки сигнала марсианам – предтеча нынешнего проекта METI. Для этого предлагали выкопать в Сахаре огромные траншеи, в виде геометрических фигур, наполнить их нефтью и поджечь. Дискуссию вызывало только одно: существует ли марсианская цивилизация в данный момент? Одни считали, что каналы, являются архитектурным наследием давно исчезнувшей цивилизации, другие утверждали, что строители каналов живы и поныне.

Де-факто, Марс в те времена, считался более древней планетой, чем Земля, а значит и марсиане были более старой и развитой цивилизацией. Идея древности марсианской цивилизации, активно использовалась в фантастике того времени. У не очень серьезных авторов, типа Берроуза, в результате получался древний Вавилон с воздушными кораблями, у более толковых авторов, например у Хайнлайна, марсиане выглядели более адекватно.

Праздник жизни, весьма подпортил в начале прошлого века, француз Антониади, который показал, что то что считали «каналами», на самом деле было ничем иным, как парейдолией. На самом деле, каналы были пятнами на поверхности красной планеты, которые на расстоянии, складывались в причудливую картинку. Это впрочем, не помешало многим верующим в марсиан, продолжать веровать в каналы, в числе этих личностей, были и ученые. Роль парейдолии, вообще весьма важна в истории поисков внеземной жизни.

Тема жизни на Марсе, впрочем, вскоре, получила второе дыхание, благодаря советскому астроному Г. Тихову, который заявил, что темные районы Марса – это ничто иное как области покрытые растительностью. Тут собственно, Тихов на самом деле, изобрел велосипед, поскольку до него подобную гипотезу выдвигал все тот же Лоуэлл, который утверждал что на Марсе как и на Земле, есть пустынные районы (ими он считал красные участки поверхности) и есть районы богатые растениями. Тихов в этом смысле отличался только тем, что он приписал марсианской флоре, не зеленый цвет, как у земных растений, а синевато-зеленый. Собственно, именно Тихову и приписывают отцовство сомнительного «научного» направления, известного как астробиология. Теперь-то ясное дело, астробиологи очень не любят вспоминать о своем отце-основателе….

В марсианскую растительность, верили все – даже те, кто сомневался в марсианских каналах. В декабре 1956, в Москве состоялось совещание советских астрономов и биологов, на котором путем голосования, было постановлено, что растительная жизнь на Марсе несомненно есть. Тут наиболее интересен метод, которым была продавлена данная гипотеза – научный консенсус. О том что из себя представляет консенсусная наука, я отсылаю читателя к великолепной статье Майкла Крайтона «Инопланетяне как причина глобального потепления», а здесь скажу лишь, что научный консенсус это великолепный таран для продвижения ненаучных идей в научный мир.

Зарубежные астрономы также разделяли веру своих коллег в марсианские леса. Уже тогда многие скептики, высказывали сомнения в существовании марсианской цивилизации, но растительность на Марсе, считалась априори доказанной. На чем же основывалась эта вера?

Обратимся к статье самого Тихова «Астробиология». В ней он открыто признается, что не обнаружил при наблюдении Марса, ни следов хлорофилла, ни отражения инфракрасного излучения, характерного для растений. Из этого, Тихов ничтоже сумняшеся, вывел что марсианская флора должна иметь не зеленую, а синюю, или даже фиолетовую окраску, а также, не отражать инфракрасные лучи. Как говорится: занавес!

Лучше всего, подобный образ мышления демонстрирует советский астроном Феликс Зигель, который честно признавался, что у него нет никаких доказательств в пользу существования жизни на Марсе, но доказательства, это не главное, а главное (цитата): «…отбросить предубеждение, предоставить поле деятельности творческой мысли и энергично взяться за разрешение проблемы – существует ли братская цивилизация на Марсе или нет?». Очевидно, Зигелю удалось открыть новый метод научного познания мира. Интересно что позже этот астроном, наряду с писателем Казанцевым, был активным популяризатором уфологии в СССР и организовывал собрания, известные как «зигелевские чтения», на которых довольно скоро, от тем имевших хоть какую-то околонаучную направленность, перешли к откровенному оккультизму и мракобесию.

Были и другие мемы связанные с идеей жизни на Марсе. Например – утверждение что спутники Марса – Деймос и Фобос искусственные. Впервые эту идею подал американский астроном Герд в 1951 году, позднее ее подхватил его советский коллега Иосиф Шкловский. Основным аргументом в пользу искусственности марсианских лун считалось то, что их не наблюдали до 1877 года. На разумные возражения, что это может легко объясняться прогрессом в области телескопостроения, следовала обычная тактика научных неорелигий – истеричные обвинения в мракобесии.

Все вышеописанное, дает хорошее понимание причин массового психоза случившегося в 1938 году, во время постановки радиопьесы «Война миров».

Все началось 30 октября, когда студия Mercury Theatre, решила поставить в честь наступающего праздника Хэллоуин, пьесу по популярному роману Герберта Уэллса «Война миров». Немалую роль тут сыграла адаптация романа: во-первых, действие было перенесено в тогдашнюю Америку, а оформлена пьеса была, в виде радиорепортажа. Авторы постановки, попытались сделать ее максимально реалистичной – и явно с этим перестарались. В начале, было объявлено о начале радиопостановки, а потом, была пущена музыка – типа как обычная радиопередача. В результате, многие радиослушатели, включившие свои приемники после объявления о начале передачи, услышали только музыку – и не поняли, что слушают всего-навсего фантастическое произведение. Затем, музыку прервали сообщением, что на Марсе были зарегистрированные странные световые вспышки. Затем последовало якобы интервью с ученым на тему жизни на красной планете. А затем, последовал «экстренный выпуск новостей», в котором сообщили о падении металлического цилиндра в Гроверс-Милл. И, началась собственно сама пьеса.

Реакция населения, последовала незамедлительно. Благодаря максимальной реалистичности радиопостановки, огромное количество людей, приняло ее за реальную новость. Люди баррикадировались в подвалах с оружием в руках, иные спешно собирали вещи, готовясь эвакуироваться. Звонили с полицию, с требованием немедленно разобраться с марсианами, а иные утверждали что чувствуют запах их отравляющих газов. Иные даже видели отблески от тепловых лучей, а то и странные летательные аппараты. В довершении всего, в городе Конкрет, вышла из строя электростанция, местные жители тут же незамедлительно решили, что электростанцию конечно же, уничтожили пришельцы. В конце часа, по радио было объявлено о конце радиопьесы, но народ уже ничего не слушал. Самое интересное, что в 1949 году, уже в Эквадоре снова поставили радиопьесу по «Войне миров», только теперь уже ее адаптировали под эквадорские реалии. И результат был тот же – массовая паника.

То, с какой легкостью слушатели «Войны миров», поверили в реальное вторжение марсиан, легко объясняется тем, о чем я писал ранее. Люди того времени, жили в полной уверенности, что на Марсе существует жизнь, а возможно и цивилизация. И вторжение обитателей Марса на Землю, казалось не только вполне возможным, но и логичным. Это кстати показывает, что поиск внеземной жизни – занятие отнюдь не безобидное, каковым оно кажется на первый взгляд.

Всему этому веселью, пришел конец в 1965 году, когда «Маринер-4» передал на Землю по радио снимки красной планеты с пролетной траектории. После этого, к Марсу были посланы и другие аппараты, на снимках которых была четко и ясно видна покрывающая всю планету красноватая безжизненная пустыня. Никаких каналов, лесов, а тем более, цивилизации. А последний удар нанесли миссии «Викинг», доказавшие отсутствие на Марсе даже бактериальной жизни.

Интересно также то, что до начала эпохи исследований космоса с помощью межпланетных зондов, жизнь предполагали также на Венере и Меркурии, правда не в такой категоричной форме, как в случае с Марсом. Если в существовании жизни на Марсе сомневаться было просто опасно для своей репутации, то жизнь на Венере, все же лишь предполагалась. Вышеупомянутый мной Тихов, отметился кстати и здесь. Руководствуясь той же логикой что и с Марсом, он заявил что венерианские растения, должны иметь красную и оранжевую окраску, на основании того, что лучи этих цветов несут больше тепла, а значит растения в жарком климате Венеры должны отражать именно их.

Венерианский динозавр на берегу венерианского моря, смотрит на летящую в венерианском небе ракету с Земли:  так представляли себе вторую от Солнца планету в докосмическую эру.
Венерианский динозавр на берегу венерианского моря, смотрит на летящую в венерианском небе ракету с Земли: так представляли себе вторую от Солнца планету в докосмическую эру.

Интересно, что гипотезы о жизни на Венере выдвигались даже после того, как в 50-х, данные радиотелескопов однозначно доказали непригодность Венеры к обитаемости, из-за крайне высоких температур.

Какие же выводы мы можем сделать из этой истории с жизнью на Марсе?

Самое главное в марсианской одиссее, это что в данном случае, речь идет вовсе не о научной ошибке. Речь идет о весьма целостной идеологической парадигме, которая продвигалась и удерживалась методами далекими от научных. Данная парадигма была сломлена только после полетов зондов на Марс, то есть тогда, когда утверждать высокоорганизованную жизнь там, стало уже категорически невозможно. Причем на самом деле, чтобы признать необитаемость Марса, на самом деле не нужно было к нему посылать беспилотные корабли – достаточно было уже имеющихся данных, собранных с помощью методов доступных для докосмической эры. Но это было невозможно по причине захватившей в научном сообществе власть идеологии. Позже, мы увидим что новая идеологическая парадигма в науке – SETI – стоит ровно на тех же принципах и действует теми же методами, что и жрецы от науки, утверждавшие существование на Марсе лесов. Кроме того, эпопея с поисками жизни на Марсе, не оставляет камня на камне, от утверждений современных идеологов SETI, что поиски внеземной жизни ведутся всего около полувека.

Также, эпопея с марсианами, ставит под сомнение целесообразность поиска так называемых «биосигнатур», которые собираются искать в атмосферах экзопланет при помощи инструментов вроде «Джеймса Вебба». На Марсе ведь биосигнатуры исправно обнаруживали, начиная с 1877-го и кончая 1965-м.

Рассказывая о марсианах, нельзя не упомянуть также и небезызвестный метеорит ALH 84001, предположительно марсианского происхождения. При сканировании данного небесного камня электронным микроскопом, были обнаружены некие структуры, напоминающие окаменелые следы бактерий. Тем не менее, некоторые специалисты утверждают что эти образования могут иметь и небиологическое происхождение. Я не берусь судить кто из двух сторон прав, хочу лишь отметить, что сей метеорит как нельзя лучше демонстрирует всю суть «доказательств» внеземной жизни: они всегда имеют двойственную природу, их всегда можно истолковать и так и эдак. Если скажем, находя бактериальные окаменелости в древних слоях Земли, мы точно уверены что это именно следы бактерий (хотя бы просто потому, что точно знаем что жизнь на Земле есть), то окаменелости ALH 84001 скорей выступают в роли этакого пятна Роршаха, где каждый видит то что ему ближе. Это лишний раз показывает нам, что внеземная жизнь – не научная тема. Ее можно отнести к какой угодно другой области – религии, мифологии, философии, но только не к науке.

Метеорит  ALH 84001 и его знаменитые структуры, то ли биогенного происхождения, то ли нет.
Метеорит ALH 84001 и его знаменитые структуры, то ли биогенного происхождения, то ли нет.

Что же до марсианской одиссеи, то она продолжается и поныне. Теперь идею существования на Марсе обширных участков, покрытых растительностью, сменила идея, что Марс некогда, примерно два миллиарда лет назад, был более пригоден к обитанию, нежели сейчас. Идея эта, также возведена в ранг запрещенной к сомнению догмы. Каналы же, сменились на различные «артефакты», якобы наблюдаемые на фотоснимках присланных марсоходами. Разумеется, как и каналы, эти «артефакты» являются ничем иным, как парейдолией.