Univers are awesome
1151 subscriber

Пиратство на Оке

103 full reads
"Святой Никола! Спаси наши души, доведи до устья Зуши!" Молитва верхнеокских купцов-речников XVII века.
"Святой Никола! Спаси наши души, доведи до устья Зуши!" Молитва верхнеокских купцов-речников XVII века.

Закончилась погоня, свистят, рассекая воздух канаты с кошками, абордажные крючья впиваются в борт корабля, слышится скрежет друг об друга бортов, короткая схватка - захватчики делят добычу. Знакомая многим из нас по художественным фильмам картина.

Только действия эти происходили не в кино, а наяву и не в Атлантике и на Средиземноморье и даже не в Карибском бассейне XVII века, а в этом же веке, но только в верховьях Оки, в Домагощской волости Руцкого стана Белёвского уезда.

Дело приняло такой размах, что у верхнеокских пиратов появился даже свой духовник, который благословлял разбойничью братию, идущую "на дело", и получал свою долю. Дошло до того, что белёвские "флибустьеры, ограбили струг с хлебом самого Государя Российского, а его команду избили, изувечили и выбросили за борт, это и переполнило чашу терпения.

Белёв - один из древнейших городов России. Некогда крупный торговый центр верхней Оки. Сегодня находится в разрухе и запустении
Белёв - один из древнейших городов России. Некогда крупный торговый центр верхней Оки. Сегодня находится в разрухе и запустении

Город Белёв был культурным и духовным а также крупнейшим торговым центром Верхнего Поочья, Белёв крупнейший центр церковного раскола в России, основная пристань на Верхней Оке. Но Белёв, был ещё и центром пиратства на Верхней Оке.

В XVII веке торговое, судоходное движение по Верхней Оке было интенсивным. Во второй половине XVII этому движению стали мешать злоупотребления воевод, которые взимали с торговых людей незаконные поборы за пропуск их судов, мимом верхнеокских городов.

Дело получило огласку по жалобе на помещиков - владельцев мостов. Челобитье было написано от имени 37 судовладельцев.

Челобитники писали, что помещики построили мосты через Оку от устья реки Зуши до г. Орла и за пропуск судов, идущих вверх или вниз по этому участку пути, через их мосты, брали с них мостовщину до 5 рублей с судна, а некоторые по полтине с сажени судна. Челобитники заявляли, что помещики и их люди и крестьяне били "ярыжных, которые в лямках ходят по берегу" и отнимали струговые снасти. Некоторые помещики даже делали "надолбы по живую воду" на бичевнике, чтобы воспрепятствовать ходу ярыжных, которые тащили струги вверх по реке. Из-за таких задержек, многие суда с солью не доходили до Орла

Судовые ярыжные люди — чернорабочие, грузчики, бурлаки, гребцы на речных и морских судах. Набирались из холопов, беглых и обедневших крестьян и посадских людей.
Ярыжные на Сухоне.
Ярыжные на Сухоне.

В скором времени данным "промыслом" заинтересовались власть имущие.

Из материалов"Сыскного дела о незаконных поборах с торговых людей за проход судов через владельческие мосты помещиками Орловского и Белевского уездов. 1665 год." В допросах у сыщика были получены показания (более 200 человек) которые доказывали описанные в челобитной торговых людей злоупотребления помещиков - владельцев мостов.

Поскольку все привлеченные к "сыску" люди говорили, что они "не ведают, сколько имали помещткт мостовщину" , то тогровцы во второй своей челобитной, которая в деле сохранилась, просили привлечь к сыску их приказчиков. Эти приказчики, которые "хаживали на стругах в работниках - орляне, дедиловцы и из других городов" сказали сыщику, что "те помещики, которые мосты мостят через Оку реку от устья Зуши реки до Орла города с их стругов мостовщину брали рубля по 2 и по 3 и по 4 и больше, и нас работников те помещики и люди их, и крестьяне бивали и саблями голевали и бечевы их на берегу рублевали и в воду нас с стругов выбивали"

Наши дни. Слияние Оки и Зуши.
Наши дни. Слияние Оки и Зуши.

Они также сообщили, что помещик Иван Алисов " с людьми и со крестьянами своими великого государя струга с хлебом сквозь мост свой не пропустили, а работников струговых бил и увечил и называл тот де струг и хлеб воровским - вы де с тем стругом обманываете и то де струг торгового мужика, а не государя"

Струг - образца 17 века.
Струг - образца 17 века.

Из этих показаний вырисовывается просто пиратские действия помещиков, когда они со своими людьми со своих лодок брали "на абордаж" у мостов торговые струги и силой выбивали у приказчиков деньги за пропуск судов. Интересно, что Иван Алисов на допросе у сыщика сказал, что "мост у него года два бывал, нынче нет", а судовладельцы ему сами "принашивали почести от пропуска стругов". Конечно, этот помещик в год "сыска" мост под своей деревней ликвидировал, а сыщику говорил неправду, боясь серьезного наказания за свои преступления.

По результатам сыска М.Г. Кириевского, после доклада об этом государю, помещики - владельцы мостов, за свои "злоупотребления" должны были понести наказание, но какое оно было, история умалчивает, поскольку дело было без конца.

Николай Чудотворец. Покровитель моряков и путешественников.
Николай Чудотворец. Покровитель моряков и путешественников.

Теперь нам также ясно, почему судовладельцы с экипажами торговых стругов, выходя из Орла, ставили там,в храмах, свечи и благополучно дойдя до устья реки Зуши, причаливали в Домогощи и ставили свечу Николаю Чудотворцу в церкви, посвященной этому святому. Поэтому, неудивительно то, что как раз в Домагощи коренным населением сохранена молитва речников, прошедших самый сложный участок великого окского водного пути - между городом Орлом и устьем реки Зуши.

Источники:

Бугаков М.Б. "Сыск" 1665 года о судоходном движении по Верхней Оке.

Е.Р. Барбашов - Река Русов

Белевская вивлиофика издаваемая Н. Елагиным. Собрание древних памятников об истории Белева и Белевского уезда. 1858 г.