Я хотел перед тем, как изложить свое мнение, прояснить термин "обучение". Но статья в Википедии оказалась заказной: там через абзац повторялось: “Педагогический процесс … Педагогический процесс”. Видимо, с целью оказать на меня психологическое давление :).
- “Как же люди учились до возникновения педагогики и создания в 1943 году Академии педагогических наук?”,- подумал я.
Это шутка, конечно. Но, как всегда, наполовину.
“Учебники должны быть логичными”
Вот что писал об этом в 1963 году А.Я.Хинчин, который первым отредактировал классический учебник Киселева:
Хинчин был неплохим математиком. Но зачем он переквалифицировался в педагогические академики?..
На мехмате МГУ Хинчин читал студентам понятные, как говорят, лекции. Но вот ключевой вопрос психологии обучения:
“Понятно” и “эффективно” - одно ли это и тоже?
Логика против обучения математике?!
- Обязательно ли учить математике “логично”? (Почему в кавычках - станет ясно ниже).
- Или логика больше важна для учителя, которому логически оформленный материал легче запомнить и пересказать на уроке?
Реформа преподавания математики: эмоциональная, а не логичная ...
Чтобы ощутить дух времени, в котором вызревали идеи реформы преподавания математики, приведу еще пару цитат:
Кажется, что реформой руководила не логика, но эмоции и личные интересы некоторых людей ...
Хинчин и Ко против Киселева
БОльшим тиражом, чем учебник Киселева, на который "занес руку" Хинчин, переиздавались только “Начала” Евклида. По Киселеву учились люди, совершившие эпохальные прорывы в науке и технике в 20 веке. Включая, видимо, и самого Хинчина :).
Зачем было кромсать? Что, прогресс притормозил?
Психология практическая и не очень
Людям нравятся психологические теории: те, что приглянулись больше, принимаются ими за Истину.
Мне психология тоже нравится, но я поступаю иначе: проверяю на опыте. Проверенную теорию можно применять в жизни - а иначе зачем она нужна? "приглянувшаяся" психология легко трансмутируется в наивную веру. И уже не понять: то ли Бог это, то ли химия …
“А может, и химия, — задумчиво сказал поп. — Может, матка, конечно, и бога нету — химия всё…” М.Зощенко. “Исповедь”
Приближаемся к психологии научения
Возьмем бихевиоризм, одну из трех теорий (наряду с И.Павловым и А.Бандурой). Суть их в том,что научение происходит по принципу стимул - реакция. То есть через эмоции, а не логику.
Мой эксперимент с обучением попугая. Правда, не математике
Опыты Скиннера я повторил. С попугаем.
У нашего попугая есть любимая игрушка. Он зовет ее “Чича”.
Если прикрыть Чичу рукой, он начинает ругаться и пытается её освободить. Очень эмоционально, с криком: “Чича! Чича!”.
Эксперимент заключался в том, чтобы дождаться, пока суетливый попугай повернется вокруг своей оси 2 раза и только тогда вернуть ему Чичу. Вам не сложно догадаться, чем закончился эксперимент?
Попугай очень быстро научился вертеться вокруг своей оси, чтобы заполучить драгоценную Чичу.
А теперь давайте подумаем …
- Если бы Скиннер подсыпал голубям не желанное зерно, а ружейную дробь, очень похожую на зернышки, произошло бы их научение?
- Если бы вместо вожделенной Чичи я подсунул попугаю лохматую детскую игрушку (он их боится) - научился бы он двойному тулупу?
Обучение детей. Математике
Я предвижу возражения "знатоков" человеческого мозга. Поэтому сразу приведу цитату профессионала мирового уровня. Почему-то на знатоков ссылки на Авторитеты оказывают магическое воздействие ...
“У меня нет никаких иллюзий, что нам удастся когда-нибудь изучить, что такое мозг. Я уверена, что этого не случится” Т. Черниговская.
Как все просто, если не усложнять!
Как можно научить ребенка, особенно в раннем возрасте, если он не испытывает эмоциональной тяги к предмету? Если он искренне не понимает: Зачем?
Если человеку эмоционально безразлично, кругла ли Земля или как блин - имеет ли значение, насколько понятно и логично мы докажем её кривизну? За что в нем зацепится логика?
- Какой смысл выстраивать логическую цепь из фактов, если человек даже не смотрит на них?
- Можно ли научить математике ребенка, если он даже предположить не может, зачем ему знать, что:
23.(9) = 24, при том, что 23.(9) “невозможно получить”?
Сами-то мы ...
... Стали бы Вы изучать Суахили по замечательному, очень логичному, грамматически верно построенному учебнику? :))
- ”Зачем мне Суахили? А математика ребенку очень нужна!”
...Наверное, пора заканчивать.
Думаю, кто хотел - уже понял, что
логика это самый бесполезный при обучении ребенка, но очень удобный для учителя инструмент.
Но что же делать, если система обучения математики “съехала” на эти рельсы?
Подписывайтесь на канал, дальше подумаем вместе.