Актер не пришел. Почему нельзя забирать ребенка со спектакля в котором он играет?

Мое лицо, когда ребенок несколько дней готовился к показу спектакля, учил роль и репетировал, но родители забирают его с премьеры по бытовым причинам.
Мое лицо, когда ребенок несколько дней готовился к показу спектакля, учил роль и репетировал, но родители забирают его с премьеры по бытовым причинам.

Я преподаю детям актерское мастерство уже пять лет, поставила с детьми множество спектаклей и за эти годы я не раз сталкивалась с ситуацией, когда родители забирают ребенка с премьеры его спектакля. Ребенок неделю занимался, например в рамках проекта в формате «спектакль за неделю», репетировал, делал декорации, учил текст, даже получил одну из главных ролей и вдруг... время премьеры совпадает со временем, когда родителям удобнее всего доехать до дачи без пробок и они забирают ребенка. Итог: ребенок не идет на свою собственную премьеру, не получает аплодисментов, не наслаждается результатами своего труда, не чувствует победы.

Вроде странно звучит, где дача, а где премьера? Но, к сожалению, такие ситуации не редкость. Далеко не все родители серьезно воспринимают занятия своего ребенка в театральной студии, даже если они сами его туда отдали. Часто театральная студия воспринимается как детский садик, возможность куда-то отдать ребенка на время, пока родители заняты. Можно по разному относиться к театральной студии, но это не отменяет того факта, что в театральной студии выпускается спектакль с ребенком, который можно считать контрольной работой, выпускным экзаменом, моментом славы и большим праздником для ребенка. В статье я объясню, почему нельзя забирать ребенка с собственной премьеры.

-Сегодня премьера! Я так волнуюсь! Никогда так много текста не учил! У меня будет корона и меч! Я сам меч вырезал! Мам, а куда мы едем? -На дачу пока пробок на МКАДЕ нет.
-Сегодня премьера! Я так волнуюсь! Никогда так много текста не учил! У меня будет корона и меч! Я сам меч вырезал! Мам, а куда мы едем? -На дачу пока пробок на МКАДЕ нет.

1. Это травмирует ребенка. Травмирует, даже если он молчит, как партизан. Не все дети могут закатить истерику «хочу в театралку, а не в Турцию!» Ребенок думает «надо родителям, значит надо», «может оно и к лучшему, я волнуюсь и вдруг я забуду текст». Все дети перед спектаклем волнуются, да так, что чаще всего волнение проходит только после поклона. А на поклоне все серьезные, хотя зал радуется и аплодирует. В итоге, в ребенке зарождается неуверенность в собственных силах и низкая самооценка. На последнем этапе он сходит с дистанции, хотя получил бы противоположный эффект в виде высокой самооценки и уверенности в себе после сыгранного спектакля.

2. Ребенок перестает хорошо работать в команде. Любой спектакль - это коллективная деятельность. Это распределенные роли, текст, много часов репетиций, где незнакомые дети учатся работать вместе. Если какой-нибудь один ребенок выпадает за день до спектакля - это стресс для всего коллектива. Нужно забирать роль у другого ребенка, этому ребенку менять костюм и быстро учить новый текст. Как известно, работа в команде один из самых главных навыков в жизни. Ни школа, ни университет, где все построено на индивидуальном контроле, его не развивают. Только спорт и такие места, как театральные студии. Забирая ребенка посреди рабочего командного процесса, родители перечеркивают у ребенка понимание ответственности и важности коллективной работы.

3. Ребенок перестает быть целеустремленным, ведь он не получает никакого результата. Ребенок работает, учит текст, волнуется, меряет костюм, раскрашивает декорации, а за два часа до спектакля, когда все дети волнуются и готовятся к выходу на сцену, собирает вещи, говорит всем пока, дети удивленно на него смотрят, задают вопросы, ребенку приходится отвечать, и едет в аэропорт на отдых или в машине на дачу. Ребенок перестает видеть смысл в таких занятиях, ведь цель не выполнена на 100%. Актер не пришел на спектакль. Плюс, ребенку неприятен сам факт повышенного внимания к нему со стороны других актеров-детей и вопросы «а че ты уезжаешь?».

4. Ребенок лишается целой палитры позитивных чувств, праздника, хорошего настроения и отличных воспоминаний на всю жизнь. Аплодисменты, радость родителей, фраз «какой молодец», фотографий ребенка в костюме с родителями, часто подарков и цветов. Всего этого нет. Есть только быт и чувство «не пошел на день рождения».

- Милый, переодевайся. Нам через час нужно быть в аэропорту.
- Милый, переодевайся. Нам через час нужно быть в аэропорту.

Как видите, последствия от решения забрать ребенка со спектакля, где он играет, очень серьезные. Как их избежать, если все таки надо уехать?

  • Планируйте свой отдых и отпуск заранее. Если вы в пятницу улетаете на долгожданный отдых вместе с ребенком, не стоит за неделю до этого отдавать ребенка в театральную студию на «пересидку». Ребенок не попадает на показ - лучше либо отдать его в другое место, где не будет выпускного мероприятия, либо не лететь, или лететь позже. Дата спектакля всегда известна заранее, её не переносят и не выносят на обсуждение «когда удобно?». Дата известна всегда.
  • Форс-мажор. Болезнь, папа внезапно прилетел и нужно ехать к нему, а то он опять улетит, «срочно нужно к родственникам». Случится может все что угодно и вы будете вынуждены забрать ребенка с его спектакля. Если происходит форс-мажор - хотя бы поговорите с ребенком после этого. Объясните ему что случилось и почему он не может сегодня сыграть на сцене. Даже если этому ребенку 4 года. Не нужно везти ребенка из театральной студии излучая спокойствие и что ничего не случилось. Для вас ничего, а для ребенка случилось. Поговорите с ним, объяснитесь и сделайте все, чтобы в следующий раз такого не произошло.
  • Предупреждайте студию и режиссеров-преподавателей заранее. Чаще всего родители молчат. Ребенок получил роль, выучил текст, подготовил костюм и тут за день до спектакля все торжественно узнают, что главный герой уезжает в отпуск. Во-первых, это не красиво по отношению ко всем, от преподавателей до других детей и родителей. Во-вторых, преподаватели просто не успеют сгладить последствия таких печальных новостей. Ведь нужно делать перестановки в спектакле и продумать, как сделать так, чтобы ребенок не расстроился. Если ребенок уезжает в день спектакля и на премьере его не будет, но на последнюю репетицию перед спектаклем он пришел, я все равно наношу ему грим и он участвует в общей фотосессии в костюме, чтобы хоть фотографии красивые остались и радовали его.
Прощание актера Васи (7 лет), улетающего в отпуск с родителями, с одногруппниками по детскому спектаклю "Властелин Колец" в день премьеры за два часа до спектакля.
Прощание актера Васи (7 лет), улетающего в отпуск с родителями, с одногруппниками по детскому спектаклю "Властелин Колец" в день премьеры за два часа до спектакля.

К счастью, такие ситуации, когда родители забирают детей с премьеры, являются скорее исключением, чем регулярной проблемой и практикой. Таких родителей самое малое меньшинство. Но нужно заботиться о каждом! Каждый ребенок это большая личность, с большим сердцем. Не делайте сердцу своего ребенка больно! Не забирайте детей с премьер их собственных спектаклей, даже если у вас отдых, отпуск, форс-мажор и у ребенка, на ваш взгляд, не самая главная и большая роль. Пусть ваш ребенок получит аплодисменты и еще один праздник!