"Унесённые ветром", разбираемся в классике кинематографа

"Земля — единственное на свете, что имеет ценность." Маргарет Митчелл "Унесённые ветром"

Фильм "Унесённые ветром" был снят по одноимённому роману Маргарет Митчелл и вышел на экраны в 1939 году, став одной из самых популярных лент за всю историю кинематографа.

Так в чём же его секрет?

На первый взгляд эта картина имеет все элементы для коммерческого успеха и популярности романтическая направленность, о которой буквально заявляет первая же сцена и эпические события, на фоне которых разворачивается сюжет.

Кадр из фильма "Унесённые ветром"
Кадр из фильма "Унесённые ветром"

Но удивительно то, что она вошла в историю не благодаря этим факторам, а скорее вопреки.

На первый взгляд простая история полна противоречий.

Основное из них, по моему мнению, главная героиня одновременно выступающая отрицательным персонажем. Что по сути здесь является конфликтом? Какие силы противостоят Скарлетт? Да, она вступает в конфронтацию с Реттом Батлером, но не это влияет на ход событий и даже не начавшаяся война. Конфликт состоит в противоречии желания и возможности. Скарлетт влюблена, но не получает ответа на свои чувства, но вместо того чтобы смирится с этим она прибегает к действиям не свойственным положительным персонажам.

Мы привыкли, что в фильмах персонажи двигаются от плохого к хорошему (иногда наоборот). Например, если в начале главный герой выступает самодовольным эгоистом, то к концу он изменит своим убеждениям и будет понят зрителем. Это течение обычно и двигает сюжет.

В фильме "Унесённые ветром" есть момент когда Скарлетт, пережив страшные испытания возвращается в Тару и, проявив силу воли и характера, берёт на себя дела по хозяйству, восстанавливая родовое поместье. Это переломный момент, поворотная точка, мгновение когда зритель должен воскликнуть: "Ах, она не такая как я думал!". Скарлетт проделала путь от плохого к хорошему, но затем...вернулась обратно. Уже буквально через несколько минут мы видим как она предаёт сестру, вновь бросает родной дом, чтобы жить с нелюбимым мужчиной. К хорошему она вернётся только в самом конце фильма, но у меня как у зрителя не было уверенности, что снова не вернётся к плохому.

Начиная просмотр того или иного фильма мы всегда внутренне готовы ( и даже хотим!) сопереживать главному герою, хотим полюбить его на какие-то час или два, а может и много дольше, заглянуть в его душу и найти в ней кусочек пусть замыленный и нечёткий, но отражения нас самих.

"Унесённые ветром" мне этого не дали, как думаю и многим другим. Так почему же люди так любят этот фильм? Может за то, что он идёт против жанровых клише? В конце-концов мир знает много историй о любви взаимной и неразделённой, страстной или нежной, а иногда включающей всё вышеперечисленное. Но эта история не о любви. Это история-поиск ( не зря в ней так много смен локаций) поиск себя и своего места. Редко когда писателям удаётся создать настолько сильный и многогранный характер, который может вытянуть на себе весь сюжет.

Кстати, в тысяча девятьсот девяносто четвёртом году сняли продолжение в виде мини-сериала (всего четыре эпизода). Я не смотрела, для меня Скарлетт была и остается тем персонажем для которого невозможно точно определить финал и поставить в её истории точку. Она словно бы зависла где-то "между" со ставшим классикой:

"Я подумаю об этом завтра"
Маргарет Митчелл "Унесённые ветром"

Эта недосказанность и создаёт магию картины. Что же случится в мифическом завтра с неповторимой Скарлетт О'Хара?