Учимся выступать перед аудиторией с Баром в большом городе

В честь пятницы разберем выступления из нового Бара в большом городе. В спецвыпуске проходит конкурс коктейлей. Каждый участник приготовил мини-представление на 5 минут. У кого-то получилось лучше, у кого-то хуже — есть что проанализировать.

Пробуем заменить слайды чем-то поинтереснее

Cлайды не всегда идеальное решение для презентации. Иногда лучше работают специально созданная атмосфера, реквизит и разные дополнительные детали. В выпуске это хорошо видно. Если можно вживую показать предмет, о котором вы говорите, хорошо бы сделать это. На конкурсе центр выступления — коктейль. Зрители видят, как его готовят, и могут попробовать. Впечатления от такого участия гораздо сильнее, чем от воображения чего бы то ни было.

Выбираем формат выступления

Приготовление коктейля — важная, но не единственная составляющая выступлений. Каждое сопровождается творческим номером участника. В выпуске это номера двух типов: разговорные и музыкальные. К музыкальным номерам претензий нет. Они интересные, приковывают внимание аудитории. На них хочется смотреть, это весело. Оба номера отлично сработали.

Первый музыкальный номер — это песня.

На экране мы видим гостей из прошлых выпусков Бара, а в тексте песни участник по 2 раза перечисляет их имена. В первый раз зрители слышат образец, а во второй могут подпевать. Получается и привязка к шоу, и вовлечение аудитории. В припеве участник перечисляет ингредиенты коктейля — то есть не забывает об основной цели выступления.

Зрители довольны, они внимательно следят за выступлением, танцуют и подпевают.

Второй музыкальный номер — это танец с барменским инвентарём под Деспасито.

Участник танцует и показывает интересные трюки, которые напрямую относятся к предмету конкурса — коктейлям. Музыканты поют песню, которую знают все.

Зрители внимательно наблюдают за выступлением, радуются знакомой музыке, хлопают, танцуют и подпевают.

Если вы умеете что-то особенное, и ваши навыки вписываются в формат мероприятия и тематику — покажите, это впечатляет зрителей. Людям нравится музыка и танцы, они с удовольствием включаются в процесс. А за необычными способностями всегда интересно наблюдать.

Если таких навыков нет, или они не уместны на мероприятии, придётся работать с текстом. Здесь возникает проблема. Мало кто умеет интересно писать, но многим хочется поразить аудиторию своей речью. Кто-то добавляет научные объяснения, кто-то приводит исторические факты, кто-то пытается шутить.

Сами по себе эти приёмы не плохие, если рассказ с ними получается цельным, продуманным и прямо относится к теме выступления. К сожалению, в выпуске такие приёмы живут отдельной от тематики жизнью и выглядят инородно.

Три разговорных выступления конкурсантов показывают, что живая речь работает лучше, чем попытки придумать сложносочинённый рассказ, тем более на ходу.

Не умничаем

Первый участник решил удивить аудиторию сложными научными формулировками. Сложный текст забывается, получаются неловкие паузы, участник пытается заполнить их своим артистизмом и делает это наигранно. При этом он ни слова не говорит о самом коктейле.

Участник: история, прошедшая путь от первичного бульона кварк-глюонной плазмы к первому атому водорода...
Участник: история, прошедшая путь от первичного бульона кварк-глюонной плазмы к первому атому водорода...
Ирина: это водка?
Ирина: это водка?

Зрители не совсем понимают, к чему вся эта информация. Им интересно знать, что конкурсант наливает в бокалы, потому что это конкурс коктейлей. Текст, который они слышат, не приближает их к пониманию.

Для заумных научных объяснений как раз кстати будут слайды со схемами и взаимосвязями. Когда наглядно показано, что какой путь проходит, а сложные термины записаны на экране. Зрителю не надо держать всё это в голове. Такие выступления не очень сочетаются с барным форматом. Люди должны быть готовы к тому, что придётся во что-то усиленно вникать.

Самая интересная часть выступления — когда жюри задаёт вопросы, а участник на них отвечает. Ответы естественные и понятные.

Не сочиняем на ходу

Почти та же история повторяется в выступлении следующей участницы. Её выступление состоит из трёх частей: историческая отсылка, личный опыт и перечисление ингредиентов.

Историческая справка звучит неестественно и неуместно. Чтобы вписать историю в выступление, нужен увлекательный рассказ, приключения героев, события. На подготовку такого текста уйдет много времени. А упоминать вскользь, что был 17 век, а в 17 веке был пунш — бессмысленно.

Рассказ про поход участницы в магазин звучит неубедительно, потому что она старается на ходу сочинить художественную зарисовку. Ищет эпитеты, подбирает литературные слова. Из-за волнения появляются паузы и оговорки. По сути весь рассказ сводится к тому, что участница пришла в магазин за вином, а купила чая на 2 тысячи. Она так и не раскрывает ни причину покупки, ни премущества этого чая. Учитывая, что чай — основной ингредиент её коктейля, можно развернуть эту историю и построить на ней всё выступление.

Самая живая и естественная часть выступления этой участницы — приготовление коктейля и перечисление ингредиентов. Здесь её речь становится чище. Она не запинается, потому что рассказывает о том, в чём хорошо разбирается, и не пытается что-то сочинить.

Вовлекаем аудиторию и ведем себя естественно

Самое удачное разговорное выступление этого выпуска построено на простой живой речи и активном вовлечении аудитории.

Участник за всё выступление ни разу не отходит от темы. Он постоянно объясняет свои действия при приготовлении коктейля. Взаимодействие с аудиторией заключается в том, что жюри тянет конверты, которые определяют рецепт коктейля. Это создаёт ощущение прямого отношения зрителей к происходящему. Аудитория радуется.

Большой плюс, что участник дал конкурсной истории продолжение в реальной жизни — он будет продавать коктейль у себя в баре по цене, которая определилась в результате интерактива. Отсюда ощущение реальности: это не просто игра на один раз, действия зрителей повлияли на что-то настоящее.

Что можем вынести из выпуска для подготовки к выступлениям

  1. Не надо креативить — мудрить с текстом, пытаться на ходу сочинять высокопарный монолог. Неестественный текст точно забудется, а импровизировать, да ещё при этом стилизовать речь очень сложно, особенно когда волнуешься. Лучше продумать логику и последовательность. Говорить по-человечески, без нарочитости. Пусть аудитория легко понимает, о чём идёт речь.
  2. Лучше строить выступление на одной концепции. Если это историческая справка, пусть она будет логично вплетена в рассказ от начала и до конца. Если собственный опыт — то с объяснением мотивации и последствий.
  3. Нельзя забывать про предмет выступления. Если центр выступления — коктейль, фокусируемся на его ингредиентах и приготовлении. Не отходим от основной тематики.
  4. Если можно естественно вписать в выступление интерактив — лучше вписать. Когда позволяет формат, зрители сидят не далеко, не торопятся и готовы поучаствовать. Сопричастность обычно подкупает.
  5. Если выступление о чем-то физическом и легко переносимом — коктейле, еде, упаковке, макете — лучше принести и показать это. Дать потрогать, попробовать. Впечатление аудитории будет многогранным и расположит к вам сильнее.
  6. Сочинение на ходу выглядит неубедительно. Чтобы выступление прошло хорошо, к нему надо готовиться. И много репетировать.

Пишите нам, если вы готовитесь к выступлению, вам нужны презентация или профессиональный совет — presentabla.com.

Чирс.