377 год до н.э. Греция
К 377 году до н.э. отношения между Фивами и Лакедемоном обострились настолько, что война могла начаться в любой момент. В Фивах были очень этим озабочены, так как внешнеполитическая ситуация складывалась таким образом, что Фивы могли оказаться один на один с Лакедемоном, находившимся на вершине своего военного могущества. Срочно нужны были союзники, с помощью которых можно было бы воевать на равных со спартанцами.
Было решено втянуть в войну с Лакедемоном Афины.
Когда в Фивах узнали, что в Афины прибыли послы Лакедемона Этимокл, Аристолох и Окилл для продления договора о мире и дружбе между Афинами и Лакедемоном, то отправили нескольких своих в город Феспии в Беотии, где стоял крупный гарнизон спартанцев. Командовал им гармост Сфодрий.
Фиванцы знали, что Сфодрий, хотя и был спартиатом, воспитанным в спартанском духе, но очень любил деньги. Потому Сфодрию дали денег, чтобы тот во время пребывания послов Лакедемона в Афинах совершил поход к Афинам, якобы желая захватить афинский порт Пирей.
Сфодрий позарился на деньги и в дни мира повел своих солдат в Аттику, разоряя и опустошая все на своем пути. Когда в Афины начали прибывать беженцы, которые спасались от спартанского нашествия и рассказали о походе Сфодрия, в Афинах началась паника, мобилизация войск. Возмущенные афиняне также арестовали послов Лакедемона. Тем пришлось оправдываться, что Сфодрий это делает без разрешения царей и эфоров Лакедемона и будет казнен за свою самодеятельность. Как доказательство справедливости своих слов они привели довод, что, если бы они знали о походе Сфодрия, то никогда бы не остались в Афинах, где их легко могут казнить.
Афиняне согласились с доводами послов и, получив от них заверения, что Сфодрий будет казнен в Спарте за свой поход, отпустили послов невредимыми.
Действия Сфодрия вызвали среди эфоров и других руководителей Лакедемона бурю возмущения. Ему предложили прибыть в Спарту на суд. Но Сфодрий не явился, а начал действовать через своего сына Клеонима, бывшего в большой дружбе с Архидамом, сыном царя Лакедемона Агесилая (1).
Уловка удалась.
Архидам поговорил с отцом. И хотя тот ничего не обещал сыну, но на суде выступил в защиту Сфодрия и добился, чтобы того оправдали заочно и не применили к нему смертную казнь, полагавшуюся за подобные преступления. Его даже не сместили с должности, так как Агесилай заявил, что Сфодрий настоящий спартиат и именно в таких воинах, как он нуждается Лакедемон.
Решение суда вызвало возмущение у многих жителей Лакедемона. Многие спартанцы считали этот процесс самым несправедливым из всех, которые велись в Лакедемоне.
Афиняне, возмущенные тем, что обещание, которое им дали послы Лакедемона о наказании Сфодрия, не выполнено, дали слово фиванцам, что если Лакедемон начнет против Фив войну, они выступят на стороне Фив. Так фиванцы с помощью подкупа нечистоплотного военачальника из Лакедемона, имевшего влиятельных друзей в Спарте, получили себе в союзники могущественное государство и смогли на равных вести войну со спартанцами.
Из этого случая видно, что даже в такое государство как Лакедемон Спарта), казалось бы всесторонне защищенное обычаями, образом жизни, своеобразной финансовой системой (платежной единицей были деньги из железа, которые нигде кроме Спарты не ходили; прочими платежными средствами распоряжались лишь эфоры и цари, то есть государство) тем не менее проникла коррупция и пренебрежение общественными интересами. Примерно в это время в Элладе появляется поговорка относительно спартанцев: «дома — львы, а в поле — лисы».
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Источник: Ксенофонт
1. правил в 399-360 гг. до н.э.
Смотри также: О людях образованных и о любителях «поумничать»
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен или следи за свежими обновлениями в Telegram.
Наш второй канал.
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua