Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

3 February 2020
Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

Auto Blindée Mors

Страна: Бельгия/Франция

Производитель: Minerva/Mors

Год выпуска: 1915

Количество: 13 (6 пушечных + 4 пулеметных)

Бронирование: 3-8 мм

Масса: 3500-4000 kg

Размеры: мм

Двигатель: Minerva 8L , 4400см3, 40 л.с.

Вооружение: Hotchkiss Model 1913/ 37mm TR L/35 Leger Mle 1885 (Canon Hotchkiss de 37 mm TR)

Экипаж: 3-4

Увидеть: Восстановленная копия с использованием оригинальных деталей. Бельгия Брюссель. Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée)

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.
В сентябре 1914 года по примеру российской армии в Бельгии, основываясь на положительном опыте первых применений бронированных автомобилей с пулеметами, решили создать регулярную часть - ACM (ACM = Auto-Canons Mitrailleuses , Автомобили вооруженные пушками и пулеметами). Но очень быстро бельгийская армия осталась без своего производственного потенциала и пришлось обращаться к союзникам, на территории которых фактически бельгийская армия и размещалась. Так родился бронеавтомобиль послуживший и на Восточном и на Западном фронтах великой войны - Auto Blindée Mors.
Авто-пушка Морс в Киеве.
Авто-пушка Морс в Киеве.

В начале 1915 года бельгийское военное министерство обратилось к Франции с просьбой о содействии в строительстве боевых бронированных машин для оснащения своего подразделения. Бельгийцы хотели получить броневики, построенные по уже разработанной ранее схеме бронирования как у Mitrailleuse Minerva, но выпущенные на французских заводах. В качестве партнера была выбрана фирма Mors, ни до, ни после этого не замеченная в работе с военными. Впрочем от нее многого и не требовалось - только построить шасси. Так как Бельгийцы настояли, что бы на шасси были установлены двигатели Minerva, запас которых видимо остался у Армии после потери завода в Антверпене.

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

Схема бронирования повторяла схему Броневиков Морс и Сава - бронированный корпус без дверей, радиатор прикрыт бронированным кожухом без зазоров. Для вентиляции были предусмотрены отверстия в передней части бронекапота, прикрытые шестью бронированными накладками. Боевое отделение не имело крыши, на направляющих перемещалась пулеметная установка для обеспечения кругового огня. В отличие от бронеавтомобилей Минерва отделение управления прикрывалось сверху бронекрышкой, которую можно было откинуть.

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

При создании двух новых подразделений была сформирована штатная структура ACM (Auto-Canons Mitrailleuses) из 350 человек, включая два боевых отделения вооруженных каждое 3-мя пушечными и 2-мя пулеметными автомобилями, командирским броневиком, 2-мя машинами для перевозки боеприпасов и санитарным автомобилем. По разрозненной информации бельгицы получили 10 или 13 бронеавтомобилоей. Большинство из них были на шасси Mors, еще 2 машины с тем же бронированием были построены и поставлены на шасси Пежо.

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

Вооружение пулеметный машин составлял пулемет Гочкиса обр 1908 года, или его модернизированный вариант 1913 года. На пушечном варианте Auto-canon Mors использовалась морская скорострельная пушка Гочкиса ( 37mm TR L/35 Leger Mle 1885 (Canon Hotchkiss de 37 mm TR) Пушка отличалась очень малой отдачей и легко устанавливалась на вертлюг для пулемета. При более поздней модернизации на пушечные бронеавтомобили установили и дополнительно пулемет Гочкисса благо конструкция щита позволяла и не требовала переделок,

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.
Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

Боевые автоброневые части бельгийской армии были сформированы и оснащены, но повоевать им в 1915 году практические не пришлось. Война зашла в позиционный тупик с колючей проволокой, дотами и окопами. Патрулирование тыла было не той задачей, на которой стоило использовать бронечасти. И тут подвернулась просьба российского правительства о военной помощи. На Западном окопном фронте была нужна пехота, на восточном активном - техника. В итоге была достигнуто соглашение по которой 45 000 русских бойцов были переброшены во Францию и Грецию, а навстречу в Россию отправились Бельгийский и Английский бронебатальоны.

Бельгийский бронебатальон перебрасывается на фронт в Голицию
Бельгийский бронебатальон перебрасывается на фронт в Голицию

В сентябре 1915 бельгийский экспедиционный корпус ( Corps des Autos-Canons-Mitrailleuse ) добровольцев (360 человек, 10 бронеавтомобилей, 7 мотоциклов, 10 грузовиков для материально-технического обеспечения) покинул Брест на английском судне «Врей Кастл» в Архангельск. Бельгийский корпус после слаживания в Питербурге перебросили в Галицию под Зборов в части под командованием Брусилова

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

В бой бельгицы вступили во время Бруссиловского наступления в Галиции. Бельгицы достачно удачно вместе с российскими бронечастями выполняли свое задачи, которые принципиально не отличались от тех, которые решались ими во Франции. Слабая пушка Гочкиса не позволяла использовать бронеавтомобили в качестве поддержки пехоты в наступление, но в общем итог использования машин в российской армии был положительным.

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

Бельгийские части приняли участие и в наступлении Керенского в 1917 году, но уже к осени стало ясно, что фронт разваливается. После Октябрьского восстания в Санкт-Петербурге стало понятно, что путь на родину через Архангельск им закрыт. Часть сконцентрировалась в Киеве, после захвата Киева войсками большевиков было достигнуто соглашение, что бельгийцы с личным оружием будут отправлены на родину, но бронетехника останется в Киеве. В итоге солдаты корпуса, видимо не сильно доверяя новой власти вывели из строя двигатели и орудия, забрав с собой часть пулеметов, начали "путешествие" 20 февраля 1918 года, и с приключениями через Китай и Америку в июне 1918 года прибыли в Париж.

Реплика Бронеавтомобиля Морс в Брюсселе (Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée). фото 2015 года). Фото из интернета.
Реплика Бронеавтомобиля Морс в Брюсселе (Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée). фото 2015 года). Фото из интернета.

В 1915 году в Королевском музее армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée) была показана реплика бронеавтомобиля, который называется Automitraliese Mors-Minerva. Камуфляж бронемашины в цветах, использовавшихся в Русской экспедиционном корпусе в Галиции. Построен пушечно-пулеметный вариант броневика.

Реплика в процессе производства. Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée). фото 2015 года
Реплика в процессе производства. Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée). фото 2015 года
Реплика в процессе производства. Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée). фото 2015 года
Реплика в процессе производства. Королевский музей армии и военной истории Бельгии (Musée Royal de l'Armée). фото 2015 года

В ходе боев в Галиции по крайней мере один броневик Морс попал в руки Германской армии. Сначала на нем испытывали специальную систему преодоления окопов, а поздней перевооружив 20-мм пушкой Becker использовали во Фрайкоре для подавления социалистических восстаний. Машина под названием Roudi использовалась в Мюнхене, хотя в интернете она подписана как Пежо. Нельзя исключить, что бонекокорпус Морса был переставлен на шасси Пежо, но все таки скорее это именно Auto Blindée Mors.

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

Фото: Batailles & Blindes N°18 (2007-0203)
Фото: Batailles & Blindes N°18 (2007-0203)
Фото: Batailles & Blindes N°18 (2007-0203)
Фото: Batailles & Blindes N°18 (2007-0203)

Источник:

https://statehistory.ru/2038/Belgiyskiy-korpus-bronevikov-v-russkoy-armii-vo-vremya-Pervoy-mirovoy-voyny/

https://topwar.ru/132999-broneavtomobil-mors-belgiya.html

Batailles & Blindes18 (2007-0203) Издательство: Caraktere SARL