Найти в Дзене
Remont1969

Быстрые британские танки. Часть 4. Medium Mark A “Whippet”. В режиме "турбо"

История попытки создания сверхбыстрой модификации среднего танка Medium Mark A “Whippet”

Оказавшись немного отодвинутым от разработки новых модификация тяжёлых танков типа Марк фирма William Foster & Co и её генеральный конструктор предложили военным "скоростной" или "кавалерийский" танк, который должен был вводится в прорыв линии обороны вместе с кавалерией. Итогом работы стала серия в 200 машин нового типа танков - Medium Mark A “Whippet”. Сохранив от классических танков типа "ромб" трансмиссию без подвески танк был оснащен двумя двигателями Тейлор, выдававшими 90 л.с. на двоих, и мог передвигаться со скоростью 12,9 км/час. Как говорили военные, "Уиппет" был первым танком, который мог самостоятельно вернуться назад. Тем не менее подвижность и маневренность танка не устраивали и во Франции полковник Филип Джонсон (Colonel Philip Johnson) построил "турбированный" образец танка "Уиппет".

Классический вариант Medium Mark A “Whippet” с жесткой подвеской мощностью 90 л.с.
Классический вариант Medium Mark A “Whippet” с жесткой подвеской мощностью 90 л.с.

Medium Mark A “Whippet” - Johnson’s Whippet/Средний танк тип А "Уиппет" модернизированный Джонсоном

Страна: Великобритания

Производитель: William Foster & Co

Год выпуска: 1918

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 14,25 тн

Экипаж: 3 чел

Размеры: 6040х2620х2730 мм

Бронирование: 13-14 мм

Вооружение: 4 × 7,7-мм Hotchkiss M1909

Двигатель: Rolls Royce Eagle VIII (V12), 300 л.с.

Преодолеваемый ров: 259 мм

Полковник Джонсон был неофициальным главой центральных танковых мастерских Танкового корпуса во Франции и хорошо знал все недостатки британских танков, по большому счёту только с поломками и недостатками он и имел дело, в том числе и танков Уиппет. Звездный час Джонсона начнётся немного позже, когда станет мегапопулярной его тросовая подвеска и тросовая система гусениц, которую попробуют поставить даже на Марк V. А в 1918-м году Филип Джонсон всего лишь попробовал ускорить серийный "Уиппет". Скорость танка лимитировалась безрессорной подвеской, трансмиссией и мощностью двигателя. Для начала Джонсон основательно переделал ходовую.

Johnson’s Whippet вид спереди, хорошо видны переделки движителя
Johnson’s Whippet вид спереди, хорошо видны переделки движителя

Главным изменением была трансформация неподрессоренного танка в машину с подвеской. Первоначальный вариант, у которого по каждому борту 12 опорных катков были без амортизации установлены в гусеничных корпусах, причем центральные шесть по каждому борту устанавливались с роликовыми подшипниками Skefco, был модифицирован путем подрессоривания этих катков на пружинных амортизаторах. Основательно были переделаны гусеничные корпуса. Джонсон использовал снятый авиационный V-образный двенадцатицилиндровый Rolls Royce Eagle VIII мощностью 300 л.с. Для согласования трансмиссии и двигателя на танк была установлена планетарная трансмиссия от Mk.V, спроектированная конкурентом Триттона - Уолтером Уилсоном. В итоге радикально увеличился моторный отсек, была поднята верхняя ветвь гусеницы, нижняя ветвь была сделана существенно более плоской. Задняя часть гусеничного хода вместе с трансмиссией Вилсона судя по всему была полностью взята от Марк V.

V12 Rolls Royce Eagle двигатель. ~300hp на 1800 rpm
V12 Rolls Royce Eagle двигатель. ~300hp на 1800 rpm

Модификации подвергся танк с серийным номером А214, который был поврежден в ходе боев в Брее. Сначала у него модернизировали подвеску, а затем взамен вышедшей из строя спарки двигателей, после того, как простая установка пружинной подвески не дала результата, установили сверхмощный двигатель. Считается, что благодаря новой пружинной подвеске и существенно более мощному двигателю максимальная скорость станка увеличилась в три раза до 30 миль в час (48 км/ч). Джонсон тем не менее остался недоволен проектом. Можно предположить, что отвратительно себя вели гусеничные ленты, не рассчитанные на такие скорости, согласование высокооборотистого авиационного двигателя с танковой низкоскоростной трансмиссией наверняка было не на высоте, да и форма гусеничного обвода не обеспечивала комфортного движения.

Johnson’s Whippet вид сборку, хорошо видны переделки движителя и новая задняя часть
Johnson’s Whippet вид сборку, хорошо видны переделки движителя и новая задняя часть

Можно предположить, что все опыты Джонсона над Уиппетом с авиационным двигателем и пружинной подвеской ограничились "забегами" по прямой, так как практически не один конструктивный элемент танка - двигатель, трансмиссия, гусеницы и их подвеска не был согласован друг с другом. Триттон и Уиллсон устроили между собой гонку с преследованием создавая новые средние танки Medium Mark C и Medium Mark B, у которых была возвращена ромбовидная форма корпуса, и которые стали явным шагом назад по сравнению с "Уиппетом". Сам же Филип Джонсон едва не стал главным специалистом по средним танкам разработав новую систему гусеничного хода и подвески и "продав" военным свой Medium Mark D, на который в 1919-м году возлагались особые надежды.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
https://t.me/technomonuments или Я ВКонтакте: vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О других британских танках периода Первой мировой войны можно почитать здесь:

Быстрые британские танки. Часть 1. Triton Chaser. Prototype "Whippet".

Быстрые британские танки. Часть 2. Triton Chaser. Prototype "Whippet" c казематом

Быстрые британские танки. Часть 3. Medium Mark A “Whippet”. 1917. Серийная "борзая"

Танки Mark I - Mark IV

Источники:

David Fletcher. Osprey - New Vanguard 207 - Medium Mark A Whippet.

Семен Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая Полная Энциклопедия.

http://www.landships.info/landships/tank_articles/whippet.html

https://tanks-encyclopedia.com/ww1/gb/British_medium_Mark-A_whippet.php

https://tankmuseum.org/tank-nuts/tank-collection/whippet

https://warspot.ru/7044-amerikanskiy-naslednik-angliyskogo-tankostroeniya

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Grumman Hellcat Mk I. "Ведьма" Его Величества.
Своим рождением, Grumman F6F "Hellcat", без сомнения культовый самолет Второй Мировой, обязан желанием командования флота улучшить характеристики штатного истребителя флота Grumman F4F "Wildcat", ставшим особенно острым на фоне выявленных проблем с посадкой на палубы авианосцев перспективного флотского истребителя Chance Vought F4U-1 Corsair . Контакт был заключен в июне 1941 года. Просто установить на "Вайлдкэт" более мощный, но тяжелый двигатель Wright R-2600 Twin Cyclone (1600-1700 "лошадок")...
Самый распиаренный танк в мире. Пять интересных фактов об M1 Abrams
M1 Abrams может по праву считаться самым распиаренным танком в мире. Художественные и документальные фильмы, игры, комиксы — его можно встретить везде. Например, на выставке трофеев на Поклонной горе. О боевой эффективности танка ведутся бесконечные споры в интернете, жертвами которых стала уже не одна клавиатура. Я решил, что такую машину нельзя обойти стороной, поэтому подготовил о ней небольшой, но, уверен, интересный материал. Сначала было желание рассказать историю создания, описать конструкцию, вооружение, привести характеристики...
Sd.Kfz. 250 и Sd.Kfz. 251: самый узнаваемый бронетранспорт третьего рейха
Полугусеничные бронетранспортёры в годы Второй Мировой Войны стали настоящей палочкой-выручалочкой в битве моторов. Но, к большому несчастью, самыми прогрессивными и узнаваемыми машинами в этом классе стали германские Sd.Kfz. 250 и Sd.Kfz. 251. Эти броневики сыграли ключевую роль в обеспечении мобильности моторизованных подразделений Вермахта. Почему же немцы выбрали именно такой тип ходовой части? Ответ прост: колеса позволяли развивать высокую скорость на дорогах, а гусеницы давали отличную проходимость по пересечённой местности...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты