Поиск выхода из тупика. Часть 12. Aubriot-Gabet. Модель четырехгусеничного танка.

25 December 2020
Поиск выхода из тупика. Часть 12. Aubriot-Gabet. Модель четырехгусеничного танка.
Гусеничная машина французских инженеров Абрио и Габе была то ли готовой сухопутной торпедой, то ли моделью для испытаний танка прорыва. В итоге она не стала ни торпедой, ни танком, но благодаря своим авторам вошла в историю, как еще один вариант инженерной машины для прорыва укреплений, не смотря на то, что в реальности имели авторы ввиду. История инженерной машины Aubriot-Gabet Torpille Electrique в этой статье.

Aubriot-Gabet Torpille Electrique/Электрическая торпеда Абрио-Гобе

Страна: Франция

Год производства: 1915

Кол-во выпущенных: 1

Трансмиссия: Электрическая

Боевая масса: 200 кг

Вооружение: 30-50 кг взрывчатки.

Размеры: 1500-1700х400-500х400-500 мм

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Предыдущая статья о проекте французской колесной машины для прорыва линии обороны здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 11. Véhicule pour le passage des tranchées Delauney-Belleville. 1915. Боевой мост.

В начале 1915 года инженеры Поль Абрио и Густав Гобе, будем придерживаться версии, что это всё таки два человека, а не один, предложили бронированный колесный танк с электроприводом, на который питающий ток подавался по кабелю. Военные разобрались, что колесам нечего делать на поле боя, но вот от электропитания просто так отказаться было сложнее. Теория танковых глубоких прорывов еще не родилась, танку нужно было всего лишь доехать до траншей противника несколько сот метров, максимум километр. После отказа от колес французские инженеры решили повторить эксперимент с электричеством, но только уже на гусеницах. Нового "инвестора" подарившего им гусеничный трактор уже не нашлось, и Абрио с Гобе построили модель машины для демонстрации технологии.

Чертеж из послевоенного патента
Чертеж из послевоенного патента

Базовой идеей французских инженеров был "четурехгусеничный движитель", пара гусениц работала как обычная опорная, а вторая пара должна была обеспечивать преодоление препятствий шире, чем полдлины танка. Говорить об оригинальности идеи можно с натяжкой, примерно в это же время в Германии испытывали модель танка Бремера (Bremer-Tank) с похожей компоновкой. Можно бесконечно долго обсуждать минусы схемы с подводом электроэнергии по проводам, но одно точно, за счет этого освобождается заброневое пространство и существенно упрощается трансмиссия. Можно уже пофантазировать в этом случае и с башенной установкой пушки, и с рациональными углами наклона, что и сделали Анрио и Габе в своем патенте. Для доказательства возможности использования схемы была построена модель танка в сильно уменьшенном виде. Схема движителя была в основном повторена, только две гусеницы заменили на одну, для легкой модели это не имело принципиального значения. Двигатель располагался в кормовой части. В носовой части расположили дополнительную гусеницу. Предполагалось накрыть модель колпаком имитирующим броню, но для сокращения времени производства от этого отказались. В открытых источниках мнения об этой модели имеют расхождения. По одной версии это была только модель танка, на которой проверялась возможность двигателя, по второй версии, которую подтверждали чертежом с корпусом, машинка была "наземной торпедой" - Aubriot-Gabet Torpille Terrestre Electrique, которая предоставлялась на испытания вместе с "торпедой" Шнайдера.

Поиск выхода из тупика. Часть 12. Aubriot-Gabet. Модель четырехгусеничного танка.

Истина скорее всего как обычно рядом. Можно предположить, что Абрио и Габо, предлагая проект сухопутной торпеды, планировали все-таки заинтересовать военных на этот раз уже гусеничным движителем и все-таки построить в итоге танк. Построенная модель могла нести 100 килограмм взрывчатки. Схема была традиционной для Абрио-Габе, мощный электродвигатель, длинные провода на раме. К ним добавили гусеничную цепь с большим количеством деревянных башмаков. 20 апреля 1915 года гусеничный "жук" был показан военным. Aubriot-Gabet Torpille Electrique («Электрическая торпеда Обрио-Габе»), если её считать образцом наземной торпеды, была существенно сложнее, больше и дороже гусеничного изделия Шнайдер. Приподнятая передняя гусеница должна была обеспечить увеличение длины опорной поверхности и подъем на препятствия, типа вертикальных стенок.

Поиск выхода из тупика. Часть 12. Aubriot-Gabet. Модель четырехгусеничного танка.

Так же как и у модели торпеды Шнайдера, о которой рассказывалось в статье Поиск выхода из тупика. Часть 10. Torpille Terrestre Schneider Crocodile typ A/B. 1915. Если не можешь сломать, взорви!!!, управление шло только по двум проводам и машинка точно не могла маневрировать, неуклонно двигаясь только вперед. Всё таки погоня за двумя зайцами сделала агрегат Абрио-Гобе существенно более сложным чем торпеда Шнайдера, которая была критически упрощена почти до невозможности. Стоить даже небольшой серией одноразовую машину, стоимостью в хороший грузовик в то время считали роскошью, и в малую серию пошел проект Шнайдера, и более дешевый, и, что не менее важно, поддерживаемый ресурсами крупнейшего оружейного концерна. Авторы машины разработали еще несколько проектов боевых машин с многогусеничным приводом, но дальше чертежей дело не пошло, хотя выглядело все многообещающе.

Примерно так должен был выглядеть танка Абрио-Габе
Примерно так должен был выглядеть танка Абрио-Габе

Можно отметить, что роль вспомогательных гусениц, которые работали у машина Абрио-Гобе, у первых британских танков играли именно колеса. Французы снова построили нерациональную машину. Проект танка/сухопутной торпеды Обрио и Габе был закрыт ещё на стадии демонстратора технологий, хотя технически не было больших проблем довести его до серии. Но просто гусеничный танк, был, извиняясь за тавтологию и проще и дешевле. А проект дистанционного электрического управления и питания так и не нашел своих приверженников.

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Следующая статья о строительстве британского супертанка здесь. В поисках выхода из тупика. Часть 13. Fosters Big Wheeler. 1915. Колесные танки от создателя "Ромбов".

Источники:

https://topwar.ru/123927-suhoputnaya-torpeda-aubriot-gabet-torpille-electrique-franciya.html