Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?

22 January
Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?
В 1945 году в руки американской армии попал 130-тонный сочленённый агрегат. Основная версия, что захваченный монстр - Krupp Raumer-S - это большая машина для разминирования. Но верится с трудом. О возможной системе для разминирования рассказ ниже.

Krupp Räumer S (Selbstrantrieb)/Schweres Minenraumerfahrzeug/Самоходный тяжелый минный трал Крупп

Страна: Германия

Производитель: Krupp

Год выпуска: 1944

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 130 000 кг

Экипаж: 4 чел

Размеры: 15630х3500х3200

Бронирование: 20-40 мм

Двигатель: 2хMaybach HL90б, 2х360 л.с.

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Предыдущая статья о боевых машинах Второй мировой войны, выросших из экспериментальных работ здесь: Первой мировой здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 22. Alkett Minenraumer. 1944. Трехколесный минный трал.

В руки Красной Армии попал "трехколесный минный тральщик" от фирмы Алкетт, в качестве компенсации на артиллерийском полигоне в Хиллерслебене 17 апреля 1945 года 30-я пехотная дивизия армии США захватила 130-ти тонную тяжелую машину от фирмы Крупп. И если с машиной от фирмы Алкетт всё понятно, то с 14-ти метровым сочлененным монстром от Круппа, который так же сразу определили как машина для разминирования не все так просто. И хотя общепринято, что это так же тяжелый минный тральщик, есть сомнения в правильности атрибуции трофея.

Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?

Захваченная американскими войсками машина представляла собой два одноосных, практические одинаковых тягача. Различие между двумя машинами только в ширине колеи, на том блоке, который принято считать задним она была уже, ширина передней колеи - 3,27 м, задней — 2,6 м.. Учитывая опыт, полученный при проектировании тральщика фирмы Alkett, а Крупп и Даймлер участвовали в этом проекте, машина была сделана симметричной, развернуться не то, что на поле боя, а вообще развернуться ей было затруднительно в любом стесненном пространстве. Тральщик от Алкетта имел так же "одностороннюю проходимость", двигаться задним ходом он практически не мог. Видимо поэтому агрегат от Круппа фактически представлял собой два корпуса как у Алкетт Раумпер? состыкованные задними частями. Каждый из корпусов оснащался 12-цилиндровым двигателем Maybach HL90, размещенного в кормовой части, и индивидуальным постом управления, который был вынесен далеко вперед за колесную ось. Сиденья имели пружинную подвеску с гидравлическими амортизаторами. Непосредственно над осью не располагалось ни ответственных агрегатов, ни экипажа.

Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?

Опытный «тяжелый минный тральщик» Raumer-S фирмы «Крупп», захваченный американскими войсками. Общий вид Raumer-S фирмы «Крупп».

Опытный «тяжелый минный тральщик» Raumer-S фирмы «Крупп», захваченный американскими войсками. Общий вид Raumer-S фирмы «Крупп».

Большие стальные колеса диаметром 2700 мм с шириной обода 530 мм, высоко поднятый корпус с клиренсом больше 1 метра, как ожидалось должны были бы обеспечить хорошую защищенность рабочих мест экипажа и основных агрегатов машины. На колесах размещались дополнительные "башмаки" с резиновыми "подошвами". Перевозилась машина Круппа в расстыкованном виде. Для поддержания вертикальности использовались дополнительные колесики, в итоге каждый из корпусов становился похож на трехколесную машину. Благодаря высоким колесам и большому клиренсу Krupp обладал и неплохой подвижностью на местности, хотя нагрузка на грунт была достаточно высока и можно было ожидать посредственную проходимость по мягкому грунту. Стоит отметить у машины плоскую верхнюю поверхность на всю длину, только немного выше диаметра колеса. Машина была достаточно медленной, максимальная скорость не превышала 25 км/ч, Шарнирное соединение и гидравлические приводы, установленные между звеньями, обеспечивали их взаимный поворот в пределах ±22°, чем и обеспечивался поворот машины.

Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?

Единственный опытный образец Krupp был построен в 1944 году и на испытаниях начатых 10 августа 1944 года видимо показал свою сомнительность как боевой машины, фирма Крупп занималась доработками машины вплоть до конца войны. По общепринятой версии, которая пошла еще от первых немецких авторов, писавших справочники по машинам Вермахта и в дальнейшем особо не дискутировалось, это был самоходный минный трал. По аналогии с Alkett Minenraumer предполагалось, что большие колеса будут подрывать все мины на своем пути, прокладывая две колеи, свободные для перемещения техники и пехоты. Передние и задние колеса имеют разную колею, что обеспечивает двойную ширину очищаемой от минно-взрывных объектов полосы. Большие колеса и длинная колесная база позволяют преодолевать и любые проволочные заграждения вместе со рвами и траншеями.

Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?

Так почему не минный тральщик? Попробуем высказать свои сомнения в особенности в сравнении с Alkett Minenraumer.

  • на обода колес жестко одеты "башмаки" с резиновыми "подошвами", что обеспечивает амортизацию хода, но не защиту от подрыва. При наезде на мину башмак точно будет разрушен,
  • ширина каждой чистой полосы будет около метра с 2,5 метровой "грязной" полосой между ними, что не позволит двигаться вслед за таким тральщиком боевой технике без опасения подрыва,
  • сочлененный узел ничем не защищен от крупных осколков мин и снарядов, днище машины также плоское, что никак не поможет при рассеивании взрывной волны

По сравнению с машиной Круппа Alkett Minenraumer просто выглядит идеалом минного тральщика.

Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?

А если не минный тральщик, то что? Немного пофантазируем. Можно конечно предполагать, что немецкие конструктора были не совсем адекватными, но не такой же степени, что бы 130-ти тонную машину пускать на мины. Плоский ровный верх машины намекает на возможность перевозки на ней чего то большого и длинного. А большая масса - еще при этом и тяжелого. Самым вероятным (с точки зрения диванного эксперта, которым является автор) было бы использование этой машины, как эвакуатора-перевозчика тяжелой боевой техники, такой как например танк Королевский Тигр или даже танк Маус, перемещение которого другими способами к линии фронта было бы затруднительным в связи с низким ресурсом шасси танков. Возможно машина Круппа разрабатывать в рамках тяжелого танкового тягача, который должен был не перевозить а просто вытаскивать тяжелые танки с поля боя. Если фантазировать больше, возможно машина Круппа разрабатывалась в рамках проекта тяжелой артиллерийская системы, для перевозки которой нужны были машины с грузоподъемностью в десятки тонн и большой длины. В качестве совершенно невероятного варианта, но все таки возможного была разработка системы перевозки ракет V-1 (Vergeltungswaffe Eins) вместе с катапультами для пуска или даже V-2 — Vergeltungswaffe-2.

Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?

Прототип так называемого "минного трала" был захвачен американскими войсками в Хиллерслебене (Hillersleben) весной 1945 года. Несмотря на явные признаки "вундер-ваффе" испытания не проводились, в Америку машина не вывозилась и была разобрана, хотя это и выглядит очень странно, так как все союзнические комиссии старались максимально получить информации о всех наработках германских инженеров. Так что может быть, что на самом деле эта боевая машины была вывезена на территорию США, изучена и сейчас хранится в Ангаре 17, вместе с другими неизвестными артефактами, попавшими в руки американцев. Но это не точно...

Поиск выхода из тупика. Часть 24. Krupp Raumer-S. 1944. Сочлененный минный мегатрал или нет?
Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Следующая статья о боевых машинах Первой мировой войны, так и не выросших из экспериментальных работ здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 25. Orion-wagen. 1917. На одной гусенице

Источники:

Чемберлен Питер, Дойл Хилари. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны 1939-1945.

http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/minenraumer_krupp.htm