Remont1969
513 subscribers

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.
К первым месяцам 1915 года Первая мировая война на Западном фронте зарылась в землю, опуталась колючей проволокой, покрылась воронками и насквозь простреливалась пулеметами. В общем она была совсем не такой, к которой готовились французские генералы. Надо было искать выход, и часто его поиски принимали причудливые виды, как машина Луи Буаро - одногусеничный агрегат с огромными траками.

Appareil Boirault/Аппарат Буаро/Инженерная машина Буаро Первый проект

Страна: Франция

Производитель: -

Год производства: 1915

Боевая масса: 30 тонн

Экипаж: 1

Бронирование: не устанавливалась

Размеры: 8000х4000х3000 мм

Вооружение: не устанавливалась

Двигатель: 80 л.с.

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Предыдущая статья о российском танке "Нетопырь" или боевой машине Лебеденко здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 3. "Нетопырь" Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк.
Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Сложно найти причину, но почти год в военных ведомствах всех воюющих стран в упор не рассматривали гусеницу, как движитель для перемещения боевой машины по полю боя. Производились экспериментальные машины разных степеней безумия, но только не гусеничные, хотя... 3 января 1915 года с первой новогодней звездой французское военное ведомство одобрило проект боевой машины Луи Буаро (Louis Boirault). Конструктором была предложена боевая машины с оригинальным движителем. Наверно все таки его стоит назвать гусеничным, но с очень большими траками. Военные заказали комплект чертежей и экспериментальную модель для проверки идеи.

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Учитывая задачи, которые ставились перед машиной Луи Буаро, это была инженерная машина, предназначенная для проделывания проходов в проволочных заграждениях противника для прохода пехоты. Работа на поле боя предусматривала защиту машины от огня противника и в серии подразумевала установку оружия. Соответственно подразумевался бронекорпус с пулемётами или даже пушкой, что делало боевую машину Буаро почти танком. В танковой триаде броня-маневр-огонь у этой конструкции как класс отсутствовал маневр, но такая задача военными и не ставилась, нужно было всего лишь преодолеть колючую проволоку и проделать проход достаточной ширины. В военное время автору было не до того, но в 1919 году он даже получил патент на свое транспортное средство, видимо предусматривая его использование где-нибуть на севере или наоборот в джунглях.

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Первая машина получила название Appareil Boirault – «Устройство Буаро», а когда спустя полгода на полигон выехал уже натурный образец, к названию добавили №1 - Первое устройство Буаро. Технически машина представляла собой огромную гусеницу из 6 шарнирно соединенных рам-траков и движущуюся внутри них кабину с двигателями и экипажем. Каждый "трак" представлял собой большую опорную раму, на грунт одновременно опиралось две рамы. Существовали идеи более крупных машин например из 12 сегментов, тогда на грунт опиралось сразу пять "супертраков". Треугольная кабина с колесиками в углах и широкой стороной у основания катилась по рельсам на рамах, наезжая на основание передней "трака-рама", кабина опускала ее своей массой на грунт. Соответственно задняя часть поднималась и так по кругу.

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Широкие траки-рамы позволяли просто раздавливать любые препятствия в виде проволочных заграждений, завалов, кустарника и небольших деревьев, спокойно преодолевать окопы и воронки от снарядов. За машиной сзади образовывалась достаточно широкая полоса, по которой пехота могла бы идти в наступление. Каждая рама-трак движителя первого прототипа представляла собой металлическую раму шириной 3 м и длиной 4 м. Рама была собрана на болтах из профилей, усиленных косынками. На внутренней стороне плит располагалась пара рельс для колес кабины.

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

В собранном виде конструкция представляла собой коробчатую конструкцию из шести рам, траками называть конструкции площадью 12 квадратных метров не поднимается рука. В начале движения две рамы находятся на опорной поверхности, две стоят вертикально, еще две играют роль "крыши". Что бы этот движитель не сложился каждая из плит имеет специальные ограничители, При уменьшении угла между соседними секциями до минимально допустимого эти детали упирались друг в друга, не позволяя плитам сложится. В то же время допускался и прогиб шарнира в обратную сторону, для преодоления холмиков и возвышенностей.

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Внутри движителя размещалась "кабина" машины, в которой на первом прототипе были расположены только силовая установка и трансмиссия. Кабина напоминала в профиль букву «А». Внизу треугольника была усиленная плита на концах которой были расположены ролики, которые катились по рельсам опорных рам. Еще два ролика располагались сверху, они служили как опорные для поддержания верхних секций "гусеницы". На перекладине рамы устанавливался бензиновый двигатель. При помощи цепной трансмиссии крутящий момент передавался на ведущие колеса - верхние и задние нижние ролики опорной рамы, вращающиеся в разные стороны. Внутри А-образной рамы с силовой установкой и трансмиссией помещалось рабочее место единственного члена экипажа - водителя. Так как Appareil Boirault №1 была экспериментальной демонстрационной машиной единственной задачей водителя в ходе испытаний был контроль за работой двигателя и управление скоростью движения. При вертикальном положении секций, находящихся впереди и сзади, и горизонтальном размещении всех прочих рам общая длина машины составляла 8 м, ширина – 3 м, высота – 4 м. Двигаясь и изменяя положение плит движителя, Appareil Boirault №1 меняла свою форму и длину Полная масса инженерной машины была примерно 30-ть тонн. Низкая удельная мощность не позволяла рассчитывать на высокие ходовые характеристики, но от демонстратора технологии это и не требовалось.

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Во время движения центральный агрегат машины, оснащенный силовой установкой, должен был ехать вперед по рельсам находящихся внизу секций «гусеницы». Подходя к поднятой впереди секции, агрегат наезжал на неё, заставляя эту раму опускаться вниз и вперед. По верхним роликам «прокатывались» верхние рамы-траки, а задний трак поднимался с грунта. Машина прерывисто двигалась вперед. Принципиально такой одногусеничный движитель не мог поворачивать от слова "совсем". Конструктор предусмотрел для осуществления поворота домкраты, которые поднимали агрегат, испытатели руками поворачивали его на необходимый угол и машина продолжала движение в нужном направлении. Конструкция ходовой части и домкрата позволяла поворачивать на угол не более чем 45°. Для проверки идеи это возможно было и приемлемо, но при развитии проекта нужно было решать проблему управляемости.

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Для проверки демонстратора технологи Appareil Boirault его испытали на полигоне, имитирующем поле боя с проволочным заграждением шириной 8-м метров, 2-х метровыми траншеями и воронкой диаметром 5 м. Конечно удивительно для эта машина вообще начала движение, но ещё удивительней было то, что она без значительных усилий преодолела все препятствия, спокойно сминая проволочные заграждения и переезжая траншеи и воронки, взбираясь на пологие холмы. Скорость движения не превышала 1,6 км/ч, ожидать большего и не стоило при относительно маломощном двигателе. На испытаниях Appareil Boirault получила неформальное прозвище Diplodocus militaris – «Диплодок военный» - медленный, неповоротливый и огромный. Испытания закончились 17 мая отчетом, главная мысль которого была: "Хорошо, но не применимо в реальных условиях".

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.

Не стоит относится к Appareil Boirault как к машине, которая должна была пойти в бой. В существовавшем виде Appareil Boirault был классическим демонстратором технологий. Если демонстратор показывал приемлемые результаты следующим шагом было бы строительство натурного образца. Например при реализации проекта Боевой машины Лебедева в России от масштабной модели сразу перешли к натурному образцу, что привело к огромным бесполезным расходам и строительству неудачного "Царь-танка". Если бы был построен хотя бы 3-х метрового размера демонстратор технологий возможно не пришлось строить невозможный объект. Итогом испытания Appareil Boirault стало понимание, что подобная схема вполне успешно выполняет свою задачу прокладывания пути через препятствия. Но вот со всем остальным было совсем плохо, выпускать на поле боя даже бронированную машину такого типа было невозможно. Все недостатки истекали из достоинств, то есть были принципиально неустранимыми без потери положительных черт. Если оценивать проект с высоты прошедших лет - Appareil Boirault мог бы стать неплохой машиной путепрокладчиком, который обеспечивал бы проходы и утрамбовал бы дорожки уже после отхода противника. Так же "недокументированным" способом было бы применение его как машины разминирования для противопехотных мин, хотя это изначально и не задумывалось. Несмотря на то, что в июне 1915 года проект был военными закрыт, конструктору все таки было разрешено построить натурный образец с учетом замечаний после испытаний демонстратора. В ноябре 1915 Appareil Boirault №2 выехал на полигон.

Поиск выхода из тупика. Часть 4. Appareil Boirault. 1915. Боевой французский ромбоид.
Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Следующая статья об продолжении французского эксперимента с ромбоидами будет здесь Поиск выхода из тупика. Часть 5. Appareil Boirault №2. 1915. Боевой французский ромбоид, Натурный образец.

Источник:

https://topwar.ru/104572-eksperimentalnaya-inzhenernaya-mashina-appareil-boirault-1-franciya.html

https://tanks-encyclopedia.com/ww1-france-the-boirault-machine