864 подписчика

Русские "офицерские" броневики. Часть 26. Шеффилд-Симплекс-Ford-Vairogs "Imanta". 1940. Последний Шеффилд-Симлекс РККА.

267 прочитали
4 июля 1941 года в районе латвийского города Лиепны 36-я моторизованная дивизия Вермахта, отрезая пути отхода 181-й дивизии РККА столкнулась с подразделением бронированных машин Красной Армии.
4 июля 1941 года в районе латвийского города Лиепны 36-я моторизованная дивизия Вермахта, отрезая пути отхода 181-й дивизии РККА столкнулась с подразделением бронированных машин Красной Армии. В этом бою погиб последний броневик Шеффилд-Симплекс, поставленный в Россию ещё в 1915 году.

Sheffield-Simlex Armored car/Бронеавтомобили на шасси Шеффилд-Симплекс/Imanta

Страна: Великобритания/Латвия

Производитель: Sheffield Simplex Motor Works Ltd./Модернизация Ford-Vairogs

Год выпуска: 1915, 1940 модернизация

Кол-во: 1

Боевая масса: 4000 кг

Экипаж: 3-4

Бронирование: 8 мм

Шасси: Ford-Vairogs 917Т (после последней модернизации)

Экипаж 4/5

Вооружение: 2х7,62-мм пулемет Максим обр 1910 г.

Двигатель: 3,621cc Ford V8 85 л.с.

Где посмотреть: Рига, Латвия, Rigas Motormuzejs.

Это продолжение цикла статей об истории российских бронеавтомобилей Первой Мировой войны, произведенных за рубежом. Предыдущая часть истории броневиков, построенных для России в Туманном Альбионе здесь - Русские "офицерские" броневики. Часть 25. Шеффилд-Симплекс. 1915. Что делать, если купил кактус?
4 июля 1941 года в районе латвийского города Лиепны 36-я моторизованная дивизия Вермахта, отрезая пути отхода 181-й дивизии РККА столкнулась с подразделением бронированных машин Красной Армии.-2

Поставленные в Россию бронеавтомобили Шеффилд-Симплекс не были приняты Военной комиссией, как пригодные для использования в боевой работе. Но это их нельзя использовать в работе, а для того бардака, который творился во время Гражданской войны даже эти бронемашины вполне подошли. Практически все Шеффил-Симплексы достались Красной Армии и она пытались их использовать по полной программе. Один из броневиков стал своеобразной "эстафетной палочкой", для армий контролирующих территорию современной Латвии.

4 июля 1941 года в районе латвийского города Лиепны 36-я моторизованная дивизия Вермахта, отрезая пути отхода 181-й дивизии РККА столкнулась с подразделением бронированных машин Красной Армии.-3

В 1918 году со складов Запасной роты в состав Красной Армии, начавшей наступление в Латвии, было передано несколько броневиков, в том числе один Шеффилд-Симплекс. Когда поддерживавший части Армии Советской Латвии броневик отправили в бой против наступавшей в районе Видземе эстонской армии, пришедшей на помощь рижским властям, у машины заглох двигатель и его просто бросили. В итоге он оказался в руках латышей. В сентябре 1919 года броневик был отремонтирован и уже в октябре в составе Латвийской армии брошен на оборону Риги от наступавших частей кондотьера Бермондта-Авалова. В армии Латвии, как и остальная броневая техника, броневик получил личное имя. Для Шеффилд-Симлекса это было "Иманта" (Imanta), имя героя латвийского эпоса .

Броневик после одной из ранних модернизаций. Точно заменены мосты и колеса.
Броневик после одной из ранних модернизаций. Точно заменены мосты и колеса.

В боях под городом Смарде двигатель снова сломался, так же вышло из строя оружие. В таком виде броневик и достался Западной Добровольческой Армии Бермондта-Авалова. Но у этой армии сил починить машину не хватило, и бермондовцы пытались лошадьми оттащить броневик подальше в свой тыл. Латыши отправили в бой второй свой броневик - бывший Остин 2-й серии русской армии с личным именем Зимгалиетис ("Zemgalietis"), который и отбил Иманту.

Иманта после второй модернизации.
Иманта после второй модернизации.

Даже после очередного ремонта броневик был очень капризной и ненадежной машиной. В течении 20 лет вплоть до 1940 года он несколько раз капитально ремонтировался, возможно с заменой мостов и двигателя. Вместе с другими броневыми машинами, доставшимися латвийской армии от РИА, Иманта входила в единственную бронетанковую часть армии - Латвийскую автотанковую бригаду (Latvijas Autotanku brigāde). В конце 30-х на вооружении бригады было 7 броневиков: Путилов-Гарфорд "Kurzemnieks", Pierce-Arrow "Viesturs, Ford-Vairogs "Zemgalе" (бывший Остин 2-й серии), Sheffield-Simplex "Imanta" на шасси Ford-Vairogs 917-T, ФИАТ-Ижорский "Staburags" (то же на шасси Ford-Vairogs 91-T), Fiat-Beardmore "Sargs" (на шасси Ford V8).

Редкий вид сверху. Фото MrIks, https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?f=145&t=1013683&start=250
Редкий вид сверху. Фото MrIks, https://www.antik-war.lv/viewtopic.php?f=145&t=1013683&start=250
4 июля 1941 года в районе латвийского города Лиепны 36-я моторизованная дивизия Вермахта, отрезая пути отхода 181-й дивизии РККА столкнулась с подразделением бронированных машин Красной Армии.-7

Еще до "присоединения" Латвии к СССР броневик "Imanta" в 1940-м году отправили на капитальную модернизацию на завод Ford-Vairogs. Шасси Ford-Vairogs 917Т было модернизировано, рулевое управление было перенесено на правую сторону, установлена реверсивная коробка передач, добавлено второе управление, усилен бронекорпус. В таком виде после модернизации броневик был в августе 1940-го года уже в 181-ю дивизию РККА.

4 июля 1941 года в районе латвийского города Лиепны 36-я моторизованная дивизия Вермахта, отрезая пути отхода 181-й дивизии РККА столкнулась с подразделением бронированных машин Красной Армии.-8

Сформированная в августе-сентябре 1940 года на базе Курземской и Видземской дивизий Латвийской армии 181-я дивизия входила в состав 24-го стрелкового территориального корпуса РККА. Всего в корпусе было 14 467 человек. В январе 1941 года личный состав был приведен к советской воинской присяге, обмундирование оставалось прежним, латвийского образца, но уже с советскими петлицами и кокардами. В начале июня 1941 года, как раз перед самым началом войны, корпус тяжело пострадал от репрессий — были арестованы и потом расстреляны десятки офицеров, в том числе практически весь генералитет. 14 июня в Латвии провели депортацию 15 424 человек в Сибирь, на тот момент почти 1% населения страны. К этому добавилось и решение 29 июня 1941 года, через неделю после начала войны демобилизовать всех желающих бывших граждан Латвии. Несмотря на столь негативный фон части корпуса упорно сражались, остановив немцев в районе Пушкинских гор и отбросив части Вермахта за реку Великая. 16 июля остатки латышкого корпуса были окружены в районе Пскова. Солдаты, приведя в негодность транспорт и артиллерию, вышли в расположение своей армии. Броневик Иманта был взорван.

Рядовой и офицер артиллерист 24-корпуса РККА
Рядовой и офицер артиллерист 24-корпуса РККА

В 2018 году в Рижском мотормузее 9 ноября 2018 года была открыта выставка «Легенда о железном рыцаре», на которой были представлены найденные на месте последнего боя бронемашины элементы брони и узлов от броневика. От броневика Sheffield-Simplex Imanta сохранились элементы башен, несколько броневых листов и задняя ось и реверс - коробка. Добавив раму с рессорами и дисками от Ford-Vairogs, в музее создали интересную экспозицию с элементами интерактива. Планировалось, что выставка закончится в ноябре 2019 года.

Эта статья продолжения цикла о российских бронеавтомобилях времен первой мировой войны, продолжение о пулеметных броневиках для Российской императорской армии произведенных в туманном Альбионе, следующая часть здесь - Русские "офицерские" броневики. Часть 27. Армиа-Мотор-Лориес. 1915. Худший броневик русской армии.

Источники:

Dzelzs karavīri jeb Latvijas kaujas mašīnu vēsture, Modris Esserts ("Железные солдаты, или история латвийских боевых машин". Модрис Эссертс.)

Техноенот сделал великолепный обзор об этой выставке:

http://latviansmilhistory.blogspot.com/2009_10_24_archive.html

http://www.dja.lv/projects/Legend%20of%20the%20Iron%20Knight/

https://smolbattle.ru/threads/24%E2%80%93%D0%B9-%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%88%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81.22033/