Найти в Дзене
Remont1969

Тактический транспорт САСШ, Часть 1. FWD Model B. Поноприводный американский мул. 1912.

FWD Model B/ Truck, 3 ton, Model 1917

Страна США

Производитель Four Wheel Drive Auto Company

Годы производства 1912-1919

Кол-во построенных- 16500+

Экипаж: 1

Сухая масса, 5,5 тн

Нагрузка: 3 тн

Привод: 4х4.

Размер: 5640х1930х3200 мм

Двигатель 4-х цилиндровый рядный, ДВС, 36 л.с.

Где посмотреть: Fort MacArthur Military Museum, San Pedro, Los Angeles, California.

-2
Вплоть до появления первых настоящих танков FT17 в 1917 году любая боевая машина базировалась на уже готовом шасси. Разрабатывать специальное шасси для машины, которая может никогда и не пойдет в производство было непростительной роскошью. Для колесной техники лучшим решением было бы полноприводное грузовое шасси. Но не Германия, ни Англия, ни тем более Россия в году Первой мировой войны не выпускали ничего и поэтому неудивительно, что часто основой боевых бронированных машин стали ... полноприводные грузовики из САСШ - Jeffrey Quad и FWD Model B. Их еще неоднократно встретишь в истории бронетехники в Первую мировую. Американская армия подала всем пример развернув в массовых количествах производство стандартизованных автомобилей и только их закупая для своих нужд. Три типа машин стали основной американского военного транспорта: 1,5-тонный полноприводный Jeffrey Quad приобретенный в количестве более 11500 единиц, 3-х тонный полноприводный FWD Model B - более 16500, и 3-5-ти тонный Class-B Standardized Military Truck или "Liberty Truck" - 9500.
-3

История серийных полноприводных машин в САСШ началась в 1909, когда два инженера немецкого происхождения Уильям Бессердих (William Besserdich) и его шурин Отто Заховым (Otto Zachow) основали компанию Badger Four-Wheel Drive Auto Company в Клинтонвилле (Clintonville, Wisconsin). Основой работы была идея полного привода, в которой использовались сложные передачи из нескольких карданов для передачи момента на управляемые колеса.

Патент 1908 года
Патент 1908 года

10 октября 1908 года был испытан первый прототип с паровым двигателем!!! Автомобиль уверенно ходил по полностью заснеженному полю и показал правильность конструкции, а на паровый двигатель всегда можно было найти топливо.

Фото: https://www.drive2.ru/b/4899916394579155351/
Фото: https://www.drive2.ru/b/4899916394579155351/

Но массо-габаритные и мощностные параметры паровика подходили больше для трактора, а изобретатели хотели автомобиль. И в 1909 году был выпущен первый автомобиль - Badger Battleship. Легковая машина имела полный привод, комфортабельный салон, на уровне лучших современных на тот период автомобилей, и отличную проходимость. Скоростные и технические параметры были хороши: 4-цилиндровый мотор Continental 7400сь3, 50 л. с. Коробка передач - трехступенчатая, раздаточная коробка без понижающей передачи цепная со встроенным межосевым дифференциалом. Максимальная скорость достигала 88 км/ч. В начале 20-го века с дорогами в глубинке США было вообще плохо, и предприниматели рассчитывали на успех.

-6

Но рынок был переоценен, купить дорогую игрушку и гонять на ней по полям и болотам было непонятной идеей для американцев, ведь есть конь! Столкнувшись с трудностями в продажах фирма пошла в разнос, за два года было построено всего 7 машин. Мощные и стильные автомобили стоили 4500 долларов, в четыре раза больше чем Форт-Т и Броненосец чуть не потянул компанию ко дну.

-7

Как обычно в САСШ бывает в дело вмешался юрист и в 1910 году Badger Four Wheel Drive переходит в руки адвоката Волтера Олена, помогавшего инженерам с патентованием, который переименовывает ее просто в FWD. Олен, оставшись на фирме с Отто Заховым, радикально меняет направление коммерческих усилий, осталась надежда только на армию и FWD подготовила и показала на испытаниях машину-разведчик - Scout Car. Машина показала себя отлично в садистском рейде по бездорожью, обе машины FWD прошли 1500 миль по проселкам Висконсина. Но на тот момент во всей американской армии было всего 12 автомобилей и испытания были скорее проверочными.

-8
А Бессердих уже с новым партнером - с Бернардом Мослингом в 1917 году открывают фирму Wisconsin Duplex, которую в 1917-м переименовывает в Oshkosh Motor Truck Company, которая после Первой мировой становится главным конкурентом FWD, и сейчас известна своими МРАПами и тяжелыми грузовиками. 

Но тут случилось почти невероятное, на FWD проектируют совершенно оригинальный грузовик с кабиной над двигателем, высоко поднятой рамой, полным приводом и получают заказ от военных, первый полноценный заказ автомобилей для американской армии. Машина была настолько непохожа на все проекты FWD и настолько сильно отличалась от всего, что было до этого, что ее появление можно приписать или проведению или очень точным заказом со стороны военных, которые знали что им надо. Несмотря на полный позитивный прием машины до 1916 года никаких заказов не поступало. Только в 1916 году для экспедиции в Мексику было заказано 147 трехтонных FWD Model B. Хорошо показав себя в песках Мексики против "прокси-армий" Панчо Вильи.

-9

Основатели компании Уильям Бессердих и Отто Заховым (Otto Zachow) так и не дождались успеха компании и вышли из акционерного капитала. Они и не предполагали, что США вступит в ЕвропуВступив в первую мировую войну в 1917 году американское правительство сразу заказало 15 тысяч полноприводных трехтонных грузовиков, которые сразу начали поступать в экспедиционные силы как Truck, 3 ton, Model 1917. Автомобили получили специальные металлические кузова. На шасси монтировали цистерны, радиостанции, медицинские автомобили, прожекторы.

-10

3-тонный грузовик модели В - FWD Model B имел классическую бескапотную грузовую компоновку с местом водителя над моторным отсеком, водитель сидел прямо на капоте двигателя, радиатор размещался впереди кабины, рядный 4-цилиндровый 6,4-литровый двигатель закупался на стороне у фирмы "Висконсин" (Wisconsin) мощностью 36 л.с. 3-ступенчатая коробка передач с шестернями постоянного зацепления находилась в одном блоке с раздаточной коробкой и межосевым блокируемым дифференциалом, Передний и задний неразрезные мосты с коваными балками, двухконтурный механический привод всех колесных тормозов с наружными колодками и деревянные односкатные спицевые колеса с массивными шинами обеспечивали машине высокую проходимость и надежность.

-11

С большими заказами относительно небольшая фирма FWD справится ине могла и сборку машин разбросали по другим автомобильным фирмам: "Киссел" (Kissel), "Пирлесс" (Peerless) и "Премьер" (Premier). Грузовик FWD Model B служил как стандартизированный многоцелевой тактический грузовик, артиллерийский тягач, самосвал, автоцистерна, шасси для специального военного оборудования. Для сопровождения и сборки машин были открыты филиалы в Канаде и Великобритании.

FWD typ B  с оборудованием для запуска аэростатов. фото: www.rcforum.ru, nik aleksa источник (NATIONAL ARCHIVES CATALOG)
FWD typ B с оборудованием для запуска аэростатов. фото: www.rcforum.ru, nik aleksa источник (NATIONAL ARCHIVES CATALOG)

Главным недостатком машины была его большая собственная масса. И если в САСШ шасси FWD не использовалась для других целей, кроме как грузовик. В России были высоко оценены внедорожные возможности машины и в 1916 году разработаны планы серийного выпуска бронеавтомобилей на Обуховском заводе на шасси FWD Model B, который реализован не был. В истории остался только самодельный бронеавтомобиль на шасси FWD Model B построенный на Юге России в период Гражданской войны.

-13

Используя отработанные решения FWD предлагала и более крупный автомобиль FWD typ M, который отличался от базовой модели сдвоенными передними колесами и нагрузкой 5 тонн.

фото: www.rcforum.ru, nik aleksa источник (NATIONAL ARCHIVES CATALOG)
фото: www.rcforum.ru, nik aleksa источник (NATIONAL ARCHIVES CATALOG)

Более маленькая машина - полуторка имела индекс G, и поставлялась в американскую армию и отличалась от FWD typ B только меньшими размерами. Произведена была в относительно небольших количествах, военные предпочли Jefferey Quad.

FWD typ B и FWD typ G c прожектором. фото: www.rcforum.ru, nik aleksa источник (NATIONAL ARCHIVES CATALOG)
FWD typ B и FWD typ G c прожектором. фото: www.rcforum.ru, nik aleksa источник (NATIONAL ARCHIVES CATALOG)

В 1916 году русский промышленник Михаил Егорович Челышев, владевший рессорным заводом, который с 1911 года стал называться "Русский завод пожарных автомобилей М. Челышева и Г. Гюнтера". Столкнувшись с кризисом сбыта в годы войны Челышев решил приложить руку к импортозамещению. За ворота выехал грузовик "Богатырь" с полным приводом с 36-ти сильным двигателем, на поверку это конечно оказался собранный из машинокомплектов FWD. Единственное, что было в машине российское это выбитые кривые буквы Богатырь на радиаторе. Но первый российский полноприводный был произведен.

Фото: https://www.kolesa.ru/article/tsarskie-gruzovozy-pervye-gruzoviki-dorevolyutsionnoj-rossii
Фото: https://www.kolesa.ru/article/tsarskie-gruzovozy-pervye-gruzoviki-dorevolyutsionnoj-rossii
-17

Источники: http://moymotor.ru/t-240714-kompaniya-fwd-pervoy-stala-vypuskat-polnoprivodnye-avtomobili

https://www.drive2.ru/b/4899916394579155351/

http://www.offroadvehicle.ru/AZBUCAR/FWD/FWD%20txt.html