Партизанская мадонна Савицкого известна всему миру

13 December 2019
A full set of statistics will be available when the publication has over 100 views.
Репродукция картины Михаила Савицкого «Партизанская мадонна»
Репродукция картины Михаила Савицкого «Партизанская мадонна»

Излюбленный сюжет художников эпохи Возрождения на холсте Михаила Савицкого представлен по-иному, но пронзает сердце. Его «Партизанская мадонна», которая известна всему миру, так же, как и мадонны да Винчи и Рафаэля, торжествует над войной и разрухой. Она всесильна и всемогуща, ибо она — Мать…

В середине 1960 годов Михаил Савицкий начинает работать над циклом «Героическая Белоруссия». Самой яркой картиной в нём стала «Партизанская мадонна», написанная в 1967-м.

Свою работу он представил на Всесоюзной выставке, проходившей в том же году и её практически сразу купила Третьяковская галерея. Потом «Партизанская мадонна», отмеченная серебряной медалью АХ СССР, экспонировалась на международных выставках в Италии, Канаде, Англии, Венгрии, Германии, Румынии, Японии, Монголии…

Спустя десять лет, в 1978 году, Савицкий написал ещё один вариант этой картины, назвав её «Партизанская мадонна (Минская)», но она не смогла затмить успеха той «первой» матери с младенцем.

Материнство

В картине «Партизанская Мадонна» художник обращается к вечному символу жизни – материнству. Глядя на работу невольно на память приходит знаменитая рафаэлевская «Сикстинская мадонна», но эта ближе и роднее. Скорее всего потому, что понимаешь — на ней изображены реальные люди, те, с которыми общались наши деды и прадеды.

В центре композиции — фигура женщины — матери с младенцем на руках. Именно вокруг неё и сгруппированы все остальные детали картины. Взгляд матери, окруженной ореолом света, с любовью и надеждой задумчиво устремлен вдаль. Она словно желает рассмотреть, что ждёт впереди. В том, что враг будет побеждён, сомнений нет, но многие ли доживут до этого светлого дня?

Партизанский отряд уходит в бой, женщины работают в поле… Супруг, именно он изображен на лошади, идёт вслед товарищам, бросая прощальный взгляд на жену. Как знать, вернётся ли он или этот образ — уже просто видение из прошлого. Реален лишь младенец, которого она сейчас кормит грудью.

У босых ног молодой матери, пригорюнившись, сидит пожилая женщина со скорбным ликом. Трудно сказать, кем она приходится мадонне: матерю, свекровью, а, может, просто знакомой по партизанскому отряду… Но ясно одно — старуха, как только представится возможность, станет молиться за здравие этого младенца, его родителей и всех, кто оказался на войне.

Объединил невозможное

Успех работы Михаила Савицкого коллеги по цеху, в том числе и белорусские, восприняли неоднозначно. Его пытались дискредитировать. Обвинили даже в плагиате, заявив, что отдельные фрагменты картины он взял у классиков ХХ века, в том числе у Петрова-Водкина, а кое-что и вовсе списал с известных фотографий.

Но чтобы не говорили злопыхатели, в конце концов вынуждены были согласиться: «Партизанская мадонна» написана абсолютно оригинально». А потом и вовсе признали: Савицкий сумел сделать невозможное. Он соединил религиозную традицию с идеологией атеистического государства.

Ученик Мочальского

Юность Народного художника СССР и БССР, лауреата Государственной премии, действительного члена Российской Академии художеств и Национальной Академии наук Беларуси, героя войны пришлась на годы Великой Отечественной. В возрасте двадцати лет он участвовал в боях за Севастополь и оказался в плену.

Михаилу Савицкому пришлось пройти ужасы концлагерей Дюссельдорфа, Бухенвальда и Дахау, где он активно боролся в рядах Сопротивления, за что был арестован. От смерти спасло чудо — 29 апреля 1945 года концлагерь Дахау, где он тихо угасал в тифозном бараке, освободили союзники.

Своё художественное образование Савицкий получил уже после демобилизации из армии. В 1951 году окончил Минское художественное училище, затем учился у Дмитрия Мочальского в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, который окончил в 1957 году.

Интересный факт — художник обладал блестящей зрительной памятью и почти не делал предварительных эскизов. К работе над полотном приступал лишь тогда, когда замысел будущей картины полностью складывался в его воображении.

Личные воспоминания

Несколько слов хочется сказать о творчестве художника, прославившегося работами, среди которых «Партизаны», «Витебские ворота», «Песня», циклы «Героическая Белоруссия», «Цифры на сердце» (в основу которого положены воспоминания и впечатления о жестокости в немецких концлагерях), а ещё — «Партизанская мадонна», «Легенда о батьке Минае», «Дети войны» и др.

Все эти полотна посвящены памяти погибших во время Великой Отечественной войны и воспевают патриотизм советских людей. Порой они несколько аллегоричны, но всегда проникновенны. Это вполне объяснимо — основой многих произведений военной тематики служили личные воспоминания.

В творчестве мастера присутствует также и тема крестьянского труда. В «мирных» полотнах, таких, как «Урожай», «В поле (Пора сева озимых)» он показывает отношение человека к земле, зерну и хлебу. Известен Савицкий и благодаря портретам. Среди них: «Женский портрет», «Янка Купала», «Пушкин и Гончаров», «Достоевский» и др. В 2000-2002 годах художником создана серия портретов президентов Национальной академии наук Беларуси.

Причина скандала

Сам Савицкий любил повторять: для меня очень важно писать не как видишь, а как знаешь. В 1988 году это его правило послужило причиной жуткого скандала в СМИ. Среди тринадцати работ, представленных автором во Дворце искусств в Минске, была одна, названная «Летний театр». Так фашисты, юмор которых был своеобразен и циничен, называли уничтожение после экзекуции в открытых ямах трупов своих жертв…

На картине по обе стороны бульдозера, сгребающего в яму для сжигания тела убитых и замученных, были изображены две черные фигуры. С одной стороны — эсэсовец с автоматом, с другой — заключенный со звездой Давида на груди. По поводу этой второй фигуры разразился сильнейший скандал.

Вот что об этой истории написал сам Михаил Савицкий: «По мнению некоторых горячих голов, выходило, что этой картиной я оскорбил всех евреев. Но я-то знал, что пишу. Ведь это же факт, что среди внутрилагерного начальства, тех же жестоких капо, а также в зондеркомандах, которые сжигали трупы, было много евреев. Мне говорили, что это ложь. Я стоял на своём. Тогда в один из лагерей уничтожения в Польше был спешно отправлен министр культуры. Ему показали документы, подтвердили, что да, так оно и было. Тем не менее скандал разрастался. Требовали убрать если не саму картину, то знак с груди заключённого. Я сказал: ничего убирать не буду. Я пишу то, что видел своими глазами, пишу о взаимоотношениях между людьми, а также то жестокое время, которое, как бы вам теперь ни хотелось, не было однозначным».

В итоге СМИ пришлось признать правоту автора и уступить…

Слова уважения

Михаил Андреевич скончался 8 ноября 2010 года на 89-м году жизни. Похоронен на Восточном кладбище Минска. Вклад, что он внёс в культуру, неоценим.

Творческое наследие Михаила Савицкого составляет около 200 работ. Его произведения находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников и Министерства культуры России, выставочном объединении «Центральный дом художника», Государственной Третьяковской галерее.

7 сентября 2012 года в Минске в здании (площадь Свободы, дом 15), возведённом в XVIII веке, была открыта Художественная галерея Михаила Савицкого. В её открытии принял участие Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

На память о посещении художественной галереи глава государства оставил запись в Книге почётных гостей. «С чувством особого волнения я посетил галерею Михаила Андреевича Савицкого — человека, которого хорошо знал и глубоко уважал, художника, чьё творчество стало новым словом в искусстве и обрело мировое признание. Пусть же галерея произведений этого выдающегося сына родной земли, которая открылась сегодня в Минске, послужит духовному обогащению людей, наполняя сердца гордостью за наш талантливый народ, подаривший человечеству такого Мастера».