Русские богатыри Виктора Васнецова

15 August 2019
Репродукция картины "Богатыри"  Виктора Васнецова
Репродукция картины "Богатыри" Виктора Васнецова

Свою работу над картиной «Богатыри» Виктор Васнецов начал с карандашного наброска в 1871 году. Рисунок этот был размером всего 19 на 26 см. Однако сразу стало очевидно — основа для картины уже создана. Было понятно, каким будет число и соотношение фигур всадников, движение, жесты. Работу над картиной художник закончил в 1898 году.

Для Васнецова, о чём он неоднократно говорил, прежде всего имело значение не только повествовательно-изобразительная сторона сказания, сколько идея, которая объединила богатырей и могла бы объяснить – ради чего они сошлись на заставе богатырской.

Основу замысла художник в письме к своему учителю, профессору Павлу Чистякову, написанном в 1882 году. Именно тогда он уже начал работать над картиной на большом полотне в Абрамцеве.

Художник писал: «Картина моя – Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли кого».

Главный герой былинного эпоса

Расскажем по подробнее о каждом из героев.

Итак, самый главный персонаж древнерусского былинного эпоса - Илья Муромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович, - авт.), который воплощает народный идеал героя-воина. Кстати, по данным филолога Сергея Азбелева, Илья Муромец является героем пятнадцати из пятидесяти трёх сюжетов героических былин.

Считается, что впервые Илья Муромец был упомянут в 1574 году в письме старосты Орши Филона Чернобыльского. В нём он писал о былинном богатыре «Илье Муравленине», как о защитнике русских земель.

Однако в прозаических рассказах об Илье Муромце, записанных в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам, ничего не говорится о киевских былинных отношениях Ильи Муромца. Более того, там нет никаких упоминаний о о самом князе Владимире, его почему-то заменяют неизвестным королём.

В них рассказывается исключительно о борьбе Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда с Идолищем, называемым Обжорой. Кроме того, Илье Муромцу приписывается освобождение царевны от змея.

Былинная биография

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря.

Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца» этот богатырь до тридцати трёх лет «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от волхвов или калик перехожих.

После исцеления старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, мимо которому ему никак нельзя пройти. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному».

На камне имеется призыв к Илье сдвинуть камень с места. Богатырь слушает совет и отодвигает камень, где находит коня богатырского, оружие и доспехи. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне!». После чего вскакивет в седло и направляется к князю Владимиру.

Где родился богатырь


Теперь несколько версий о том, какое место могло стать его малой родиной. По предположению некоторых историков Российской империи, это могло быть селение Карачев, возле города Моровийска на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого района, Черниговской области Украины).

Однако противники этой гипотезы считают, что данное заключение основывается на слиянии в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илиёй Печёрским. Подтверждением тому служит факт, что в первых упоминаниях о богатыре, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным.

Другие исследователи утверждают, что прообразом былинного персонажа стал силач «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Илия. В 1643 году его причислили к лику святых православной церкви как «преподобного Илию Муромца».

Согласно этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю отмечается 19 декабря (1) января.

Мощи героя покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Часть их — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома Владимирской области.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей. В результате было установлено, что это мужчина, умерший в возрасте 40-55 лет от ранения в области сердца. Также было доказано, что в юности он перенёс паралич конечностей.

Илейко Муромец

В истории известен ещё один Муромец. Речь идёт об Илье Ивановиче Коровине, который был известен в XVII веке был известен как Илейко Муромец, самозванец времён Смутного времени, казнённый в 1607 году.

По мнению некоторых учёных, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина.

Центральный герой картины

На картине Васнецова Илия Муромец изображен в центре. Известно, что одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году.

Для своего Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи. Известно, что ему также позировал ломовой извозчик, которого он встретил уже в Москве.

«Иду по набережной около Крымского моста, — рассказывал потом Виктор Васнецов, — и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»…

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса.

Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Его жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.

Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить племянницу и прочее. Часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.

Иногда Добрыню величают князем и племянником Владимира Красного Солнышка. Многие историки прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши.

Также есть мнение, что Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты.

Вообще, в преданиях о нём говорят, как об умном, образованном богатыре. В летописях пишут, что он «ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях», обладает мужеством и огромной физической силой и при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью.

Более того, утверждают, что Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий».

В былинах о Добрыне говорят, как о молодом герое. Однако Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Имеются сведения, что за основу был взят эскиз, сделанный с одного крестьянина, а некоторые черты взяты у родственников. В итоге, лицо Добрыни стало собирательным типом семьи Васнецовых.
Алёша Попович

Алёша Попович — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также именуется Алексеем Поповичем. Обычно Алёшу Поповича считают сыном ростовского попа Левонтия.

Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович.
Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу против его брата и претендента на владимирский стол Юрия Всеволодовича, причём Александр
Попович сразил в поединках нескольких лучших воинов Юрия. После смерти Константина и вокняжением Юрия, он отправился к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.

Алёшу Поповича отличает не сила. Более того, довольно часто в летописях подчёркивается его слабость и указывается хромота. Однако ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Кроме того, он хорошо играл на гуслях, что в те времена высоко ценилось.
Вообще, рассказывается в источниках, Алёша был хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив. Порой шутки его и становились скорее коварными, чем весёлыми, за что ему время от времени остальные товарищи-богатыри высказывали своё порицание и осуждение. Словом, герою при жизни были свойственны противоречивость и двойственность.

Кстати, Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню и посягал на его супружеские права. Именно он распространл ложный слух о гибели Добрыни, дабы потом жениться на его жене Настасье Никулишне.

Женой Алёши Поповича в былинах становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка. Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара.

Моделью для Алёши послужил Андрей, сын предпринимателя Саввы Мамонтова. Ему исполнилось всего 13 лет, когда Васнецов стал писать с него Алешу Поповича. Через 8 лет, в самый разгар работы над картиной, юноша простудился в Киеве, когда расписывал Владимирский собор, и умер. Виктору Михайловичу пришлось дорисовывать его по памяти.

Богатыри и по сей день стоят на страже


Виктор Васнецов долго выбирал пейзаж достойный своих богатырей. Пока однажды, прогуливаясь по усадьбе друга, не вышел на широкое поле, почти со всех сторон защищенное густым, непроходимым лесом. Именно оно и стало фоном для задуманной картины.

На этом поле Васнецов буквально поселился. Здесь для него построили мастерскую, сюда же приходили натурщики и сюда же приводили лошадей из конюшен Мамонтова. Самую дорогую, так называемую улучшенную, русскую лошадь с примесью восточных кровей выбрали для княжеского воина Добрыни Никитича. Для ростовчанина Алеши Поповича взяли степного коня, а для крестьянина Ильи Муромца был определён русский тяжеловоз.

Былинные герои должны были выглядеть как можно реалистичнее, считал художник. Поэтому часами бродил по историческому музею, изучая оружие и доспехи. Но X, XI, XII века, они жилу, в веке XIX-м были мало изучены. Многое приходилось додумывать.

В итоге, по мнению экспертов, у Васнецова древнерусские богатыри оказались вооружены скорее как средневековые воины, а не как русские богатыри. Но последние никоим образом не отражается на величии картины, глядя на которую верится по сей день, что эти былинные герои по-прежнему стоят на страже границ Российских и берегут Родины от врага.

Публикация по теме: Мифы в картинах Васнецова

Публикация по теме: Ледяная девушка Снегурочка

Публикация по теме: Картина, которую знают все

Публикация по теме: Богатство недра Донбасса должна была показать эта картина