Lietuvos jūrų laivininkystė

На всякий случай очень краткий ликбез для тех, кто считает Ригу столицей Литвы. Существуют три государства, которые мы привыкли называть странами прибалтики, это Эстония, Латвия и Литва. Я перечислил их с севера на юг в порядке географического расположения, или сверху вниз, если смотреть на наши политические карты. В каждой из этих стран проживает много национальностей. Коренным населением Эстонии ( или по-умному автохтонами ) являются эстонцы, говорят они по-эстонски, столица - Таллин. В Латвии автохтоны - латыши, а не латвийцы, которые разговаривают на латышском, а не на латвийском языке и их столица - Рига. Соответственно в Литве литовцы говорят по-литовски, столица - Вильнюс, повторяю, не Рига, а Вильнюс. В каждой из этих республик по решению страшных оккупационных властей были организованы пароходства, выделены суда, создана инфраструктура. Кроме того, в частности в Литве, были построены заводы. дороги и даже в рамках русификации местного населения был создан институт литовского языка. Изощрённое коварство оккупантов.

В Литве я оказался в начале 90-х прошлого века, на "стыке эпох", на "линии излома истории", если просто - в мутные времена перестройки. На фальштрубе т/х "Кретинга", в состав экипажа которого я был зачислен, ещё красовались серп и молот а на корме каждое утро поднимали Советский флаг, но в воздухе отчётливо чувствовался запах независимости. Переход к новому гос. устройству в море ощущался не так остро, как на берегу. Не было танков и бронетранспортёров, демонстраций, вместо всего этого один из членов экипажа с остервенением на грани экстаза сбил с фальштрубы символы советской эпохи и водрузил литовский триколор. Все суда и береговая инфраструктура в полном составе достались Литве.

Политический строй сменился, организация службы на судах Литовского морского пароходства по-прежнему осуществлялась согласно уставу Министерства Морского Флота СССР. Люди выполняли свои служебные обязанности, отношения в экипажах были "ровные". Точки зрения по многим вопросам совпадали далеко не всегда, но в "горячую фазу" обмен мнениями не переходил.

Повар Альвидас и боцман Пятрас играют в нарды.
Повар Альвидас и боцман Пятрас играют в нарды.

Еще кое-что, что многих интересует но спрашивать стесняются. Если в двух словах и нормативно : принадлежность к различным меньшинствам не приветствовалась.

Что касается самого судна, то в этом вопросе почти все сходились в одном - хороший пароход, особенно финской постройки ( строили ещё румыны ).

Значительно расширилась география рейсов. Через океан суда типа "Мирный" не ходили, но Балтика и Средиземка были нашими. После развала Советского Союза открылись порты Израиля. Сразу же предприимчивые местные жители, многие из которых были нашими бывшими соотечественниками, оперативно организовали экскурсии практически на любой вкус, разумеется " только тебе " и с фантастической скидкой. Один к одному "кожа-можа" в Турции.

Земля обетованная.
Земля обетованная.

Погуляли по Иерусалиму. С умилением наблюдал , как некоторые члены нашего экипажа, ещё вчера вполне себе употреблявшие, курившие и матерившиеся, вдруг становились набожными, особенно у стены плача.

В Италии покупали анисовую, в Греции - Метаксу, у маклаков в Сеуте ( Гибралтарский пролив ) кассетные магнитофоны и прочий шурум-бурум.

Именно тогда, в Средиземном море, произошел необычный случай. Собрались мы как-то в каюте товарища чтобы за чашечной кофе обсудить последнюю постановку Романа Григорьевича Виктюка, как вдруг хозяин каюты обнаружил несколько пустых бутылок из-под крепкого спиртного, вероятно оставленных членами предыдущего экипажа. Идея пришла сама и вдруг. В 2 бутылки я вложил по бумажке со своим адресом до востребования, закрыл и отправил в свободное плавание по Средиземному морю. И сразу же о них забыл, так как разговор в каюте перешел к котировкам на Лондонской бирже. Можете себе представить, каково было моё удивление, когда, по прошествии полугода, я обнаружил в своём ящике письмо из Туниса, а через месяц ещё одно оттуда же. Содержание обоих писем было почти одинаковым: гулял по берегу залива, увидал у берега бутылку, поднял, открыл, прочитал, ответил. Оба были мужчинами, по-видимому женщинам гулять у моря не положено.

Много где пришлось побывать за время работы в пароходстве, почти всю Европу избороздили. И вообще воспоминания о пароходстве остались в основном хорошие.

Испания, город Пасахес. Мы там стояли на ремонте в доке. На снимке второй помощник Виктор Голых с испанским товарищем.
Испания, город Пасахес. Мы там стояли на ремонте в доке. На снимке второй помощник Виктор Голых с испанским товарищем.
Англия. На заднем плане горит обыкновенная ливерпульская свалка.
Англия. На заднем плане горит обыкновенная ливерпульская свалка.