дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

«Взрывной» ребенок: новый подход к воспитанию

26 July 2019

Интервью с известным американским психологом Россом Грином, автором книги «Взрывная ребенок: новый подход к воспитанию и пониманию легкоподразнюваних, хронически несговорчивых детей»

Многие дети кажутся счастливыми, послушными и готовыми помогать, пока они получают то, что хотят. Пока вы не столкнетесь с ситуацией, когда что-то идет не по сценарию ребенка, вы можете и не подозревать, что в ее поведении есть и другая сторона. Маленькие дети не могут эффективно справляться с проблемами, направлять внимание от ожиданий к реальности, принимать тот факт, что они не всегда будут получать то, что хотят, и т. др. Эти ситуации могут приводить к истерикам. Несмотря на то, что родителей беспокоит и раздражает такое поведение, она вполне нормальная для их возраста (этот возраст называют «ужасный второй год»). Однако если ребенок не пройдет эту стадию развития или, наоборот, если ее поведение с возрастом ухудшится, она может стать упрямой и вспыльчивой, другими словами, проявлять «взрывную» поведение.

Нет единых признаков «взрывного» поведения у детей. Чаще всего психологи выделяют 2 основные признаки: плохая способность переносить фрустрацию и высокий уровень упрямства. Но и эти характеристики могут проявляться у детей по-разному.

Некоторые дети могут проявлять вспыльчивость много раз на день, некоторые - всего 1-2 раза в неделю. У некоторых детей данное поведение проявляется только в определенной обстановке (например, в школе или дома), в некоторых - где угодно. Когда ребенок испытывает фрустрацию, она может кричать, ругаться или проявлять агрессию, эти модели поведения в ней могут сочетаться. Неконтролируемое поведение в «взрывных» детей является реакцией на чувство беспомощности через фрустрацию. И из-за этого ребенку становится трудно находить общий язык с теми, кто ее окружает.

В воспитании мы используем проверенные методы. Почему они не работают?

Родители «взрывных» детей часто используют в их воспитании метод последствий, но не испытывают заметного улучшения. Во многих случаях последствия эффективны, но данный метод основан на принципах, которые могут не сработать в случае с вашим ребенком.

Если родители поощряют позитивное поведение ребенка и игнорируют плохую, это помогает улучшить поведение. Однако при этом не учитываются случаи, когда родители не реагируют на хорошее поведение ребенка, поскольку воспринимают ее как должное. Вместо этого они обращают внимание на плохое поведение, пытаясь ее исправить. Таким образом, они не признают позитивное поведение ребенка и усиливают плохую.

Метод последствий основан на следующих принципах:

понятные краткие указания помогают ребенку лучше понять, какого поведения от нее ожидают родители;

правильное использование последствий ( поощрений и наказаний включительно) учит ребенка соблюдать родительских указаний;

последовательность в действиях родителей учит ребенка тому, что они не откажутся от своих правил даже тогда, когда она будет впадать в истерику.

Эти принципы в целом эффективны, и родители могут их использовать в воспитании детей. Но если ребенок не может справиться со своим поведением, когда не получает желаемого или когда она испытывает сильную фрустрацию, она не видит ситуации в целом. В таких случаях ребенок не намеренно проявляет упрямство - она просто не в состоянии понять, что вы пытаетесь изменить ее поведение.

Последствия эффективны для того, чтобы научить ребенка, какое поведение является приемлемым, а какое - нет, и мотивировать ребенка вести себя по-другому. Однако большинство детей и без этого хорошо понимают, какого поведения от них ждут. Нет необходимости учить этому детей еще раз. Кроме того, дети не хотят постоянно терять контроль над своими эмоциями или действиями или постоянно испытывать фрустрацию. Другими словами, дети уже заинтересованы в том, чтобы изменить свое поведение, просто не знают, как это сделать. Суть не в том, чтобы установить эффективные последствия - никакие последствия не заставят ребенка отказаться от своих целей и принять ваши.

Указанные особенности касаются не только «взрывных» детей. При определенных обстоятельствах каждый ребенок может испытывать сильные негативные эмоции. И если ребенок не может с ними справиться - никакие поощрения или наказания не помогут.

Представьте такую невероятную ситуацию. Ко мне обратился продюсер Мадонны и предложил огромный гонорар за то, чтобы я выступал вместо него на концертах. Я был бы очень мотивирован. Я нанял преподавателя по вокалу и занимался бы с ним каждый день, несмотря на то, что у меня нет слуха. Но я никогда бы не смог петь, как Мадонна. Если бы продюсер наказывал меня за это, я бы испытал фрустрацию: почему я должен отвечать его нереальным ожиданиям, если я не способен на это физически? Наказания не помогли бы мне научиться петь как Мадонна; у меня бы только накапливалась злость и вражда.

Почему неэффективные последствия для «взрывных» детей?

По своему определению, последствия наступают после поступка. Они не помогут изменить поведение ребенка в будущем, если ей не объяснить, почему она получила те или иные последствия в прошлый раз. Последствия также должны быть достаточно весомыми, чтобы ребенок захотел изменить свое поведение. Когда ребенок быстро подвергается фрустрации, она теряет способность мыслить четко. Ее поведение является реакцией на негативные эмоции.

Когда ребенок не может справиться с фрустрацией, которая нарастает, она не может рационально оценить свое поведение. Кроме того, она не может предусмотреть последствий ее плохого поведения. Если родители в этот момент делают ей замечание, ее фрустрация возрастает еще больше. Поэтому ребенок не понимает, что родители ожидают от нее выполнения указаний. В таких ситуациях практически невозможно установить связь между соблюдением правил и позитивными последствиями и, наоборот, между плохим поведением и негативными последствиями. «Взрывные» дети плохо умеют сосредотачиваться и предусматривать наказание, с которым они сталкивались в подобных случаях раньше. Они не умеют учиться на собственном опыте и замечать связь между своим поведением и реакцией родителей.

Как снизить фрустрацию ребенка и контролировать ее вспышка эмоций?

Чтобы помочь ребенку справиться со своим поведением и предотвратить вспышки эмоций, следует переместить акцент с последствий на ранние признаки плохого поведения. Хотя вам может показаться, что вспышки эмоций возникают ниоткуда, на самом деле это не так. Есть события или определенные факторы, которые предвещают вспышку или способствуют ему. Родителям нужно научиться распознавать эти ранние признаки. Это первый шаг на пути к тому, чтобы помочь ребенку. Вам нужно поймать момент, когда ребенок начинает испытывать фрустрацию. Обращайте внимание на моменты, когда ребенок не может ясно мыслить (об этом могут свидетельствовать невнятная речь, небольшая несогласованность и нерациональность в действиях). В этот момент вы еще можете убедить ребенка пойти на компромисс или изменить свое поведение. Чтобы предотвратить вспышки эмоций и скорректировать поведение ребенка на ранних стадиях, вы можете также использовать следующие стратегии:

проявляйте сочувствие. Постарайтесь понять, какие события или ситуации огорчают вашего ребенка. Когда вы чувствуете, что вспышка эмоций может скоро начаться, покажите, что вы обеспокоены тем , что ребенок испытывает трудности. Помогите ей назвать и выразить ее чувства;

отвлекайте ребенка. Используйте юмор, чтобы снять напряжение или перевести внимание ребенка на более приятную для нее деятельность. Это поможет ей на некоторое время избежать фрустрации. Также ей может быть полезна поддержка тех, кто ее окружает, например, проведения времени с друзьями позволит ей снять напряжение. Когда ребенок успокоится, вы можете помочь ей справиться с источником фрустрации и развить эмоциональную гибкость;

избегайте безвыходных ситуаций. Не принуждайте себя продолжать разговор, когда ребенок начинает злиться и вы не достигаете взаимопонимания. Никто не может мыслить адекватно, когда испытывает негативные эмоции. Сохраняйте спокойствие и покажите ребенку, что вы понимаете ее чувства. Позвольте ей отдохнуть. Если она убегает из комнаты, не преследуйте ее - дайте ей немного пространства;

не принимайте все на свой счет. Ребенок может говорить вам неприятные вещи. Помните, что она не думает о последствиях своих слов. Ее реакция основана на эмоциях, а не на рациональном мышлении.Покажите ему пример спокойного поведения, чтобы она увидела, что не обязательно гневаться, если кто-то начинает с вами спорить.

Чтобы помочь «взрывной» ребенку, нужно помнить о таких важных вещах:

1. Последствия для таких детей приносят больше вреда, чем пользы.

2. Лучший способ помочь ребенку вернуть контроль над эмоциями - показывать пример самоконтроля до тех пор, пока ребенок не научится делать это самостоятельно.

3. Самый эффективный способ научить ребенка распознавать обострения эмоций - показывать положительный пример и объяснять, как вы узнаете ранние признаки обострения.

4. Подсказки - ненавязчивый способ научить ребенка понимать свои эмоции, когда она не способна делать это самостоятельно. Предложите ей несколько способов избежать фрустрации, пока она не сможет найти положительный способ справиться с проблемой. Помогайте ребенку использовать данные стратегии, когда она спокойна, - тогда они могут стать привычкой. Ребенок сможет легко их применять, когда почувствует обострение эмоций.