Почему возникает биение и вибрация при торможении

9 August 2019

Почему возникает биение и вибрация при торможении

"Виновник" биения и вибрации при торможении автомобиля - деформированный тормозной диск
"Виновник" биения и вибрации при торможении автомобиля - деформированный тормозной диск

Возникновение биения и вибрации при торможении автомобиля может быть связано с неисправностью элементов тормозной системы, подвески, ходовой части (колес, подшипников) и пр. Рассмотрим основные причины появления этой проблемы, а так же попробуем самостоятельно ее устранить.

Признаки неисправности

При движении автомобиля водитель нажимает на педаль тормоза и ощущает вибрацию на руле, педали тормоза и на кузове автомобиля. Вибрация может быть как небольшой, едва ощутимой, так и мешающей нормальному вождению. Чаще всего она проявляется при движении на скоростях свыше 40-50 км/ч. Может сопровождаться уводом автомобиля в сторону от прямолинейного движения.

Почему возникает вибрация и биение на руле и педали тормоза при торможении

Неисправна тормозная система

Деформированы тормозные диски передних тормозных механизмов («диски повело»). При нажатии на педаль тормоза тормозные колодки не могут плотно и равномерно прижиматься к рабочей поверхности диска. Возникают биение и вибрация.

Заедают тормозные цилиндры передних тормозных механизмы. Так как при этом прижимание колодок к тормозному диску происходит неравномерно, с разным усилием.

Неисправна передняя подвеска

Вышла из строя шаровая опора передней подвески. Имеющийся в ней люфт позволяет передним стойкам совершать колебательные движения при торможении, ощутимые на руле. Так же возможно не затянуты крепления рычагов подвески, разбиты ее сайлентблоки.

Неисправна ходовая часть автомобиля

Не отбалансированы колеса, погнут колесный диск, ослаблена затяжка болтов крепления колеса или колесного ступичного подшипника, грыжа на шине колеса. Помимо биения и вибрации на рулевом колесе и педали тормоза при торможении эти неисправности проявляют себя так же дополнительной постоянной вибрацией при движении автомобиля на определенных скоростях.

Самостоятельная диагностика и устранение биения и вибрации при торможении автомобиля

Проводим ревизию тормозных механизмов передних колес

- Вывешиваем и снимаем переднее колесо (на котором есть вибрация) автомобиля. Вращаем ступицу колеса вместе с тормозным диском. Если диск «повело», при вращении тормозные колодки в определенный момент будут касаться его рабочей поверхности. Придется его заменять новым.

- Проверяем не «закис» ли тормозной цилиндр тормозного механизма

Снимаем тормозные колодки, защитный пыльник цилиндра, убираем имеющуюся грязь растворителем или бензином. Смазываем касторовым маслом. Если есть окисление на поверхности цилиндра, убираем его деревянным бруском (использовать наждачную бумагу или металлическую щетку нельзя). При наличии коррозии на поверхности цилиндров придется их заменить.

- Проверяем не ослабла ли затяжка болтов крепления тормозных механизмов

Проводим ревизию передней подвески

В первую очередь проверяем наличие люфта в шаровой опоре. Поддомкрачиваем переднее колесо и качаем его от себя – к себе в вертикальной плоскости, взявшись за него руками сверху и снизу. Неисправную опору заменяем новой. Загнав автомобиль на подъемник или яму осматриваем элементы передней подвески (рычаги, сайлентблоки). Недопустима деформация рычагов, выпучивание или сильное растрескивание резины сайлентблоков. Поврежденные детали придется заменить. Проверяем затяжку болтов и гаек подвески. При этом затяжку крепления сайлентблоков нужно проводить на сжатой подвеске.

Проводим ревизию ходовой части автомобиля

- Проверяем затяжку ступичных гаек колес

Проводим проверку на стоящем автомобиле. Затяжка гаек должна быть в пределах момента указанного именно для этого автомобиля.

- Проверяем затяжку колесных болтов (или гаек)

- Проверяем колесо на биение

Необходимо снять колесо и проверить на специальном оборудовании в автосервисе, так как визуально оценить состояние колеса (грыжи, деформация диска) в ряде случаев бывает невозможно.

Используя такие нехитрые способы самостоятельной диагностики и ремонта автомобиля можно устранить вибрацию и биение при торможении автомобиля.

Примечания и дополнения

- «Повести» тормозные диски может после их значительного нагрева при интенсивном торможении и последующего резкого охлаждения водой (например, при проезде лужи). Это наиболее часто встречающаяся причина биения и вибрации при торможении автомобиля.