Кто может заблокировать ваш расчетный счет?

Блокировка счета по решению налоговых органов

Приостановление операций по счетам организаций и ИП применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налогов и взносов, а также исполнения других обязанностей налогоплательщиков.

Исчерпывающий перечень оснований блокировки счетов по решению налоговиков установлен в ст. 76 НК РФ. Рассмотрим их подробнее.

Блокировка счета за неисполнение налогового требования

Если организация или ИП своевременно не уплачивают налоги и страховые взносы, у них образуется недоимка. При наличии такой недоимки ИФНС направляет плательщику требование об уплате налога. Требование должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения (п. 4 ст. 69 НК РФ).

В противном случае у инспекции появляется основание для приостановления операций по счетам организации/ИП (п. 2 ст. 76 НК РФ).

При блокировке по данному основанию инспекция должна соблюдать два обязательных условия:

  • блокировка возможна производиться не ранее вынесения решения о взыскании налога;
  • счет блокируется в пределах суммы, указанной в решении налоговиков.

Это значит, что при недоимке, скажем, в 1 000 рублей, на счете должна быть «заморожена» именно эта сумма. Всех прочих денег на счете блокировка не должна касаться. Приостанавливать все расходные операции плательщика по банковскому счету ИФНС не вправе (см., например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.10.2017 № А83-7803/2016).

Блокировка счетов по этому основанию на сумму долга не приводит к невозможности вести хозяйственную деятельность. Инспекция самостоятельно взыщет со счета необходимую сумму, после чего блокировку снимут.

Но это общее правило. В ряде случаев налоговики злоупотребляют своими правами и блокируют счета полностью. Что делать налогоплательщику? 

В таких ситуациях плательщик вправе подать в ИФНС заявление об отмене блокировки. При этом он должен указать, что на его счете больше денег, чем требуется для уплаты недоимки. Как вариант – указать счет, на котором имеется достаточно денег для взыскания долга.

При получении подобного заявления ИФНС обязана в двухдневный срок принять решение об отмене блокировки в части излишней суммы (п. 9 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счета за непредставление налоговой декларации
Блокировка счета за непредставление налоговой декларации

Если организация своевременно не представит налоговую декларацию, ИФНС также сможет заблокировать ее банковский счет. Счет заблокируют, если просрочка сдачи декларации превысит 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Причем, в отличие от предыдущей ситуации, «замороженными» окажутся уже все деньги, а открыть новый счет организация не сможет (п. 12 ст. 76 НК РФ). Фактически для организации это будет означать невозможность дальнейшей работы.

Разблокировать счет здесь поможет только представление в ИФНС необходимой налоговой декларации. Решение об отмене блокировки налоговики примут не позднее одного дня, следующего за днем представления декларации (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). 

Решение об отмене блокировки направляется в банк не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Блокировка снимается с момента получения из ИФНС соответствующего решения.

Обратите внимание, что налоговики вправе заблокировать счета за непредставление именно налоговых деклараций. 

Несвоевременная сдача авансовых расчетов по налогам, справок 2-НДФЛ и запрошенных в ходе проверок документов не является основанием для блокировки счетов.

Блокировка счета за непредставление 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам

Непредставление налоговым агентом или плательщиком страховых взносов расчета по форме 6-НДФЛ или расчета по взносам является основанием для блокировки счетов. Блокировать счета за несдачу расчета по страховым взносам стало возможно с 31 августа 2018 года (Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ).

ИФНС примет решение о приостановлении операций по счету, если 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам не сдать в течение 10 дней по истечении установленного срока для представления таких расчетов.

Чтобы разблокировать счета, налоговый агент/плательщик взносов должен будет направить в инспекцию 6-НДФЛ или расчет по взносам. Решение о приостановлении операций по счетам отменяется не позднее одного дня, следующего за днем представления соответствующего расчета (п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счета за необеспечение электронного документооборота с налоговой

Если плательщик обязан сдавать декларации (расчеты) в электронном виде, он должен обеспечить возможность приема электронных документов от налоговой инспекции. Для этого у него должны быть технические возможности, электронная подпись и договор с оператором ЭДО.

Обеспечить электронный документооборот плательщик обязан не позднее 10 дней со дня возникновения обязанности по сдаче электронных деклараций (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). По истечении 10 дней в случае неисполнения данной обязанности налоговики смогут приостановить операции по счетам плательщика (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Решение о блокировке отменяется не позднее одного дня, следующего за днем обеспечения электронного документооборота с ИФНС (пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ). Решение об отмене блокировки направляется в банк не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Блокировка счета за несдачу квитанции о приеме электронных документов из ИФНС

Если плательщики сдают отчетность в электронном виде, они обязаны уведомлять налоговую инспекцию о принятии от нее электронных документов. Это касается следующих электронных документов:

  • уведомления о вызове в налоговый орган,
  • требования о представлении документов,
  • требования о представлении пояснений.

Получив вышеуказанный документ, плательщик обязан направить в инспекцию электронную квитанцию о приеме соответствующего документа. Срок направления квитанции – шесть дней со дня отправки документов налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Пропуск 6-дневного срока повлечет приостановление операций по счетам плательщика (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ). При этом блокировка будет отменена не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

  • день передачи квитанции о приеме документов из ИФНС;
  • день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом или явки представителя организации в ИФНС.

Информирование плательщика о блокировке счетов

Налоговики самостоятельно информируют плательщиков о приостановлении операций по их счетам.

ИФНС обязана передать копию решения о приостановлении операций по счетам лично плательщику под расписку или иным способом не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения (п. 4 ст. 76 НК РФ).

В полученном решении будет указано основание для блокировки счета с указанием на нормы НК РФ. Также здесь должна содержаться информация о том, что нужно сделать для разблокировки счета (например, сдать налоговую декларацию).

Срок направления налоговиками таких сведений – не позднее дня, следующего за днем принятия решения о блокировке (п. 4 ст. 76 НК РФ).

и 
и наличии подозрений в обналичивании незаконных доходов или финансировании терроризма банк без решения налоговой инспекции вправе предпринять одно из следующих действий:
  • отказ от выполнения сомнительной денежной операции,
  • замораживание (блокирование) денежных средств на счете клиента,
  • приостановление операций по счету клиента.

Перечень оснований для применения этих действий оговорен в ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Замораживание (блокирование) счета плательщика банком

Блокировка счета – это запрет организации/ИП проводить любые операции с денежными средствами на счете (пп. 6 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Исключение – ежемесячное снятие физлицом денег со своего счета в размере не более 10 000 рублей на каждого члена семьи (п. 2.4 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

Основаниями для блокировки выступают (пп. 6 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):

  • включение клиента в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  • включение клиента в перечень организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Данные реестры доступны на официальном сайте Росфинмониторинга. Если организация/ИП попали в один из указанных реестров по ошибке, необходимо будет обратиться в Росфинмониторинг с заявлением об уточнении информации.

Если организации/ИП удастся доказать, что они не имеют никакого отношения к экстремизму, их исключат из реестра. Счет разблокируют не ранее и не позднее дня исключения из реестра информации о клиенте.

Приостановление банком операций по счету клиента

Приостановление операций – это, как правило, кратковременная мера (до 5 рабочих дней), которая касается не всего счета организации/ИП, а конкретных операций, связанных с переводом денежных средств.

Основаниями для приостановления являются (п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):

  • причастность к операции юрлица, подконтрольного организации или физлицу, которые ранее были внесены в экстремистский реестр Росфинмониторинга;
  • операцию осуществляет физлицо, внесенное в реестр Росфинмониторинга.

В указанных случаях банк приостанавливает операцию на пять рабочих дней и сообщает в Росфинмониторинг о приостановленной операции. Если по истечении 5 дней из Росфинмониторинга никакого распоряжения по операции не приходит, приостановление снимается.

Если выявят какие-либо нарушения, приостановка может быть продлена еще на 30 суток. В это время будет проводиться проверка, в рамках которой с клиента запросят дополнительную информацию. Если причастность клиента к экстремизму не подтвердится, обслуживание счета будет возобновлено.

Отказ банка от выполнения операций по счету клиента

Самая распространенная мера, к которой прибегают банки во исполнение Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ – это отказ от выполнения банковских операций. Речь идет обо всех операциях, которые кажутся банкам подозрительными.

Основаниями для применения данной меры являются (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ):

  • непредставление информации и документов, позволяющих идентифицировать и проверить стороны операции;
  • возникновение у банка подозрений, что операция совершается в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Конкретный перечень подозрительных операций и клиентов в законодательстве отсутствует. Зато существует ряд методических указаний Центробанка, в которых банкам рекомендуется отказывать в проведении тех или иных операций.

Одним из таких документов являются Методические рекомендации Банка России от 13.04.2016 № 10-МР. Здесь Центробанк перечисляет признаки операций, при проведении которых банки должны отключить клиентам дистанционный доступ к банковским счетам, включая интернет-банкинг.

К таким сомнительным операциям относятся:

  • операции, имеющие запутанный или необычный характер;
  • операции, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • операции, носящие транзитный характер.

К подозрительным клиентам относятся следующие организации:

  • размер уставного капитала которых равен или незначительно превышает минимальную величину;
  • учредитель, руководитель и лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета, которых совпадают в одном лице;
  • расположенные по массовому адресу регистрации;
  • руководство которых отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.

Подозрительными счетами являются:

  • неиспользуемые счета;
  • счета, операции по которым носят нерегулярный характер;
  • счета, уплата налогов с которых не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота.

В отдельных случаях подозрительными будут считаться те счета, налоги с которых платятся в размере 0,9% от дебетового оборота (Методические рекомендации ЦБ РФ от 21.07.2017 № 18-МР).
Между тем, чтобы отнести счет к подозрительным, банк должен будет выявить дополнительные признаки, характеризующие счет в качестве подозрительного. К таким признакам, в частности, относятся:

  • со счета не производятся выплаты заработной платы работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по НДФЛ и страховым взносам;
  • производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и свидетельствуют о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы); 
  • по счету осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы; 
  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету. 

Если банк выявит любое из вышеперечисленных обстоятельств, он может отключить дистанционный доступ к счету. Интернет-банкингом будет пользоваться невозможно. При этом банк затребует с клиента целый ряд документов о его деятельности и финансовом положении.

Для того чтобы «разморозить» счет, может потребоваться выполнение следующих действий:

  • лично явиться в банк и дать все необходимые объяснения (если речь идет о счете организации, потребуется личный визит директора);
  • обновить сведения о целях использования банковского счета (с приложением обосновывающих документов);
  • обновить сведения об имущественном положении и деятельности (представить копии налоговых деклараций, годовой отчетности, аудиторских заключений и т. д.). Банк при этом может затребовать с клиента практически любые документы;
  • представить банку все необходимые объяснения.

Документы и пояснения нужно направить в банк тем способом, который указан в банковском требовании. Банк обязан незамедлительно рассмотреть представленные клиентом документы и сведения. О результатах рассмотрения банк сообщает клиенту не позднее 10 рабочих дней со дня представления документов/сведений (абз. 2 п. 13.4 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Так, банк может либо возобновить обслуживание счета, либо сообщить клиенту о невозможности устранения соответствующих оснований для «заморозки».

В последнем случае клиент, представивший все необходимые документы, решить проблему через банк уже не сможет. Разморозить счет можно будет через межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке России. Туда нужно написать заявление. Сроки рассмотрения заявления – не более 20 дней с момента его поступления в межведомственную комиссию.

Что будет за непредставление документов по требованию банка

Если же клиент вообще откажется представлять запрошенные банком документы, ему не только отключат интернет-доступ к счету, но и перестанут принимать к исполнению даже бумажные платежные документы (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

При этом двойной отказ в проведении операции в течение 1 года является основанием для закрытия счета и расторжения договора с клиентом (абз. 3 п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

О расторжении договора с сомнительным клиентом банк сообщит в Росфинмониторинг, который обязан уведомлять обо всех подобных случаях Центробанк России. 

В свою очередь, Центробанк разошлет информацию об этом по коммерческим банкам.

Поэтому не исключено, что клиент, отказавшийся от предоставления документов и информации по требованию банка, не сможет больше открыть счета ни в одном другом банке.

Таким образом, причин для блокировки счетов организаций и ИП довольно много, а единого рецепта разблокировки не существует. 

Остается надеяться, что банки и налоговики все же прислушаются к недавним словам президента, который призвал только в крайних случаях блокировать счета добросовестных компаний.

Источник: https://buh.ru/