дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Целлулоидные джунгли | Platoon

26 July 2019
Аркадная стратегия совсем не по мотивам культового стоуновского фильма.

Digital Reality — контора решительная, работает на два фронта, издает игры через нескольких публикаторов и пытается угодить решительно всем. Этакий универмаг от игроиндустрии с девизом "Без покупок еще никто не уходил!". В доказательство своей правоты гордо демонстрируется цепной вышибала на выходе из заведения. Пока виртуальные космонавты жадно, затяжными глотками, пьют обжигающий вакуум, щедро сдобренный звездами, киноманы лихорадочно перетряхивают изделие номер "2": все ли на месте? Вьетнам непокорный, одна штука — есть, "длинная птица" в хаки — тоже на месте, чернокожий верзила в обнимку с М-60 — и тот не забыт. Позвольте, а где же Главные Герои Культовой Киноленты? И кто такой этот… как его, дьявола… Каутский! То есть Лайонсдейл! Все не то. Известный кинолейбл — лишь ширма, промоутерский трюк, пустая маска — ни Беренджера, ни Шина образца 1986 года здесь нет и, боюсь, никогда не было. Самого Оливера Стоуна — понятно, в тайне от него самого — подвергли принудительной и жестокой правке: теперь его перу принадлежит лишь название. Все остальное — чистейшей воды продукт венгерского умственного труда.

Оранжерея…

Признаться, выглядит сие творчество "по мотивам" довольно неоднозначно. Пролетая на бреющем над джунглями и рисовыми полями, насмотришься всякого. Разработчики, невзирая на тяготы ботанических штудий, сдюжили и населили игровые уровни десятками разнообразнейших растительных форм: тут вам и банал-пальмы, и слоновья трава, и еще какие-то неопознанные "кусты". Зеленое море мягко, успокаивающе о чем-то поет, подчиняясь легчайшим дуновениям ветра, — и оттого очень опасно. Сюда славно нырять — проверните мыше-колесо и окунитесь! Приближение к земной поверхности приятно удивляет: заросли распадаются на отдельные деревья и кусты, а те в свою очередь — на самостоятельные побеги и листья. Главное — не перестараться с зумом, иначе вместо буйства красок природы вашему взгляду явятся отдельные полигоны. Справедливости ради стоит заметить, что модели техники и личного состава вряд ли сколько-нибудь изменят вашу жизнь — они явно страдают от нехватки мелких деталей. Для различного рода машин это некритично — по большому счету в миссиях это гости довольно редкие. А вот бравым морпехам, в компании которых придется тереться в течение многих часов, явно не повредила бы сотня-другая дополнительных плоскостей. Недосмотр главдизайнера: убить кучу времени на кропотливый motion capture сотни телодвижений только для того, чтобы прикрутить это великолепие к взводу железных дровосеков, небрежно сваренных из жести? Еще раз: не перестарайтесь с зумингом — удовольствие будет зарублено на корню. Дизайн карт, хоть и лишен какой-либо фауны (кроме хошиминовских головорезов), все равно радует. Явственно чувствуется любовь и внимание к процессу. Возьмите ту же завалящую вьетнамскую деревушку: оставленный у колодца велосипед, белье, вывешенное для просушки, прочие мелочи быта, складывающиеся в удивительно яркую и живую картинку.

Подчиненные крупным планом. Слева снизу — пулеметчик, вечный фаворит и просто рэмбо. К концу миссии, кроме сержанта, выживает обычно только он
Подчиненные крупным планом. Слева снизу — пулеметчик, вечный фаворит и просто рэмбо. К концу миссии, кроме сержанта, выживает обычно только он

…и парник

Суть проста до изнеможения. Игра надежно заперта в рамки "обезжиренной Commandos" и не представляет опасности даже для неофита. Все действующие лица делятся на "героев" и "пушечное мясо". Последних можно не жалеть, подставлять под перекрестный огонь, либо использовать в качестве миноискателя — даже если они (не)доживут до конца миссии, это никак не отразится на последующих заданиях. Героев, которыми обычно являются сержанты (Лайонсдейл и еще кучка "дедушек"), наоборот, следует беречь и прикрывать щитами из тел рядовых, так как с их смертью автоматически заканчивается и миссия. Возможно, кто-то назовет подобные действия неуставными отношениями, мы же скажем прямо: это, друзья, тактика. Commandos черты проявляются в наличии у солдат разного рода навыков. Набор вполне стандартный: разнообразная пехота с различным вооружением (от безобидных М-16 до чудовищных гранатометов), многофункциональные коммандос, саперы, филиппинские хилеры с аптечкой, на ходу исцеляющие вояк, и т.п. Рецепт применения прост: в нужное время и в нужном месте из набора инструментов для конкретной гайки выбирается наиболее подходящий ключ. В экстремальных случаях приходится действовать сообща, но это уже отдает примитивизмом вроде Army Men и вообще ни в какие ворота. Остервенело колотить кувалдой по заклинившему болту — не наш метод. Чтобы хоть чуть-чуть продлить срок службы рядового, сержант должен знать следующее: лежащий солдат менее заметен, а значит, защищен в большей степени; в бегущего солдата трудно попасть, но он в упор не замечает мин. Кроме того, абсолютно все типы поверхности, вкупе с уже упоминавшимся разнообразием флоры, различаются между собой степенью создаваемой маскировки и защиты. Вышеозначенные особенности надлежит с умом использовать себе во благо. На практике это означает, что вам придется лечь брюхом в кусты и исползать каждый квадратный метр карты в поисках мин и тех, кто эти мины предусмотрительно раскидал по окрестностям. Собственно, все. На этом тактические ресурсы Platoon заканчиваются. Поиск врага затрудняется тем, что морпехи не видят происходящего у них за спиной. Более того, мозгов у них нет вовсе — авторы решили, что и так хорошо. Кому-то хорошо, а кому-то ведь с этими и в армии служить… Словом, очень неприятно осознавать, что ваши подчиненные самолично атаковать никого не будут, даже если этот "никто" расстреливает их в упор. Необходимо личное напоминание — так задумано создателями игры, и вас честно об этом предупреждают еще во время обучающей миссии и просят не расслабляться. Очень жаль, что наши венгры не доросли до режимов агрессивности аля Soldiers of Anarchy, — если собственной соображаловки не хватает, могли бы спросить совета у коллег по цеху. Или у умудренного опытом меня. Ко всеобщей лоботомированности придется привыкать. Те же вьетнамские партизаны… как бы это помягче… Они объелись "сникерсов", растеряли тормоза и обратную передачу: однажды завидев людей в хаки, соскакивают с узкой колеи скрипта и чешут по кратчайшему расстоянию в сторону своей безвременной командировки ко вратам вьетнамского рая. Искусственный идиот даже не пытается умничать: в кусты не залегает и за деревьями не прячется. Стоит, где поставили, не утруждает себя обезьянничанием и реагирует лишь на проникающее воздействие пули в затылок. Никакого то есть спортивного азарта — сплошной забой картонных мишеней. Доколе будет продолжаться этот произвол со стороны дизайнеров миссий?! Доколе будут гнать откровенную халтуру скриптизеры?! Или я в Moorhuhn давно не играл?..

Зачистка вьетнамской деревушки при участии гранатометчика происходит весьма бодренько. Партизаны вооружены АК-74, — какая жалость, что игра не позволяет подбирать трофеи
Зачистка вьетнамской деревушки при участии гранатометчика происходит весьма бодренько. Партизаны вооружены АК-74, — какая жалость, что игра не позволяет подбирать трофеи

Разобраться в себе

Приятные внешние данные, необремененные тактическими излишками, весьма успешно способствуют проникновению игры в область сердца, но дальше предсердий дело не идет. Сохраняться можно только между миссиями — чуете, чем пахнут подобные изыски? Очень невесело порой переигрывать непокорную миссию целиком по вине незначительной оплошности. Человек, казалось бы, и рад прикипеть к монитору на час другой-до-послезавтра, но игра внезапно являет миру свой строптивый нрав и лупит несчастного линейкой по пальцам. Дескать, опять неправильно! Обратно не то! А ну, иди напиши на доске тысячу раз фразу "Я, нехороший человек, не буду больше бегать там, куда не звали, стрелять, куда не просили". Спустя энное количество проваленных попыток энтузиазм угасает окончательно и безвозвратно. Четкое осознание абсолютной невозможности пройти миссию каким-либо нестандартным способом навевает безотчетную тоску по фальшивой, но все таки свободе Soldiers of Anarchy. Однако симпатичный Вьетнам так просто не отпускает, и я даю ему еще один (конечно, не последний) шанс: спустя несколько рестартов карта надежно засела в мозгу, последовательность действий, ведущих к победе, вызубрена так, что от зубов отскакивает, а полученный в подарок от лейтенанта забылфамилию коммандо ободряюще подмигивает и обещает в этот раз не подкачать. Простодушный, я ему отчего-то верю и с готовностью ныряю в зеленое море джунглей. Watch your six, злобные вьетнамцы…