ЖЗЛ. Вишневский.

Родился 8 (21) декабря 1900 года в Санкт-Петербурге в семье землемера, потомственного дворянина. Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. Во время Первой мировой войны сбежал на фронт, был награждён Георгиевским крестом и двумя медалями. Участвовал в вооружённом восстании в Петрограде в 1917 году, воевал на фронтах гражданской войны. В 1918 году был бойцом 1-го морского берегового отряда, в 1918 — начале 1919 года — пулемётчиком корабля Волжской военной флотилии «Ваня-коммунист» № 5, в 1919 — начале 1920 года — пулемётчиком бронепоездов «Грозный» и «Коммунар» № 56 (входящего в состав Первой Конной армии). Затем работал политработником на Черноморском и Балтийских флотах. Работал редактором журнала «Краснофлотец».

Выйти из тайфуна Первой мировой, Гражданской  войны с честью и достоинством было нелегко. Призвание и дело солдата  сформировали убеждения Вс. Вишневского, его характер, цели.

     Первая  мировая стала в его  жизни академией. В 14 лет он убежал на фронт, до 1917 года служил разведчиком в лейб-гвардии Егерском полку. Воевать закончил в звании ефрейтора, имея Георгиевский крест и две Георгиевские медали. Хлебнул полной мерой всего, что выпадало на долю русского солдата и матроса, скажет однажды Вишневский.

Органическая близость Вишневского к «левому» искусству определила и его литературно-общественную позицию, очень активную и непримиримую к иным творческим устремлениям и взглядам. С присущим ему «бойцовским» темпераментом он обрушился на М.А.Булгакова и его пьесу «Дни Турбиных», сыграв поистине геростратову роль в судьбе этого писателя. Будучи человеком крайних взглядов и твердых убеждений, В. не знал, что такое компромисс. Он счел необходимым забрать свою пьесу «На Западе бой» из Театра Вс.Мейерхольда и порвать с ним из-за принятой этим театром к постановке пьесы Н.Р.Эрдмана «Самоубийца».

     Что-что, а душу русского солдата он знал, как никто другой. «Дневники военных  лет» это подтвердят. Обогащенный  прежним опытом, он всматривался, оценивал поведение человека на войне, теперь уже Отечественной. Записи делались день за днем, порой жестокие, но вдохновенные, полные оптимизма. Таков автор и в своих газетных репортажах «Правды». В центре очерка всегда человек, его поведение — предмет исследования публициста.

К моменту создания «Оптимистической трагедии» (1933) Вишневский отчасти пересмотрел исходные принципы, на которых строились прежние его пьесы. Сделал он это не без влияния известной дискуссии 1930-х о драматургии, в которую был вовлечен ходом событий. Параллельно Вишневский активно изучал опыт западной драматургии (особенно Шекспира), античной драмы. Не прошел мимо его внимания и горьковский «Егор Булычов». Все это помогло ему осознать, что идея создания «драмы без героев», которую он отстаивал в конце 1920-х — начале 1930-х, была изначально ложной. Изменилось и само восприятие революционной эпохи Вишневского: его интересовали уже не столько внешний размах и героика революции, сколько трагическое ее содержание, воплощенное в конкретных человеческих судьбах

В 1936 по сценарию Вишневского был создан фильм «Мы из Кронштадта» (реж. Е.Л.Дзиган), популярность которого сопоставима с «Чапаевым» братьев Васильевых. Картина была одобрена С.М.Эйзенштейном, воспринявшим ее как продолжение «эпического стиля советской кинематографии, который был начат... «Броненосцем "Потемкин"»

     Три тома Собрания сочинений Вс. Вишневского  отданы «Дневникам военных лет». Жаль, что они мало известны современному российскому читателю. Это серьезная  публицистическая литература. Каждый день всматриваться в окружающие события, по-своему оценивать их, вникать, порой действовать, то есть брать ответственность на себя, — в этом весь Вишневский.

 Итак, в годы Великой Отечественной  войны Всеволод Витальевич находился  на фронте в качестве политработника Военно-Морского Флота и военного корреспондента «Правды». Его деятельность в это время была многогранной и неутомимой. С самого начала войны он находится на боевом посту военкора. И уже 2 июля 1941 года вышла его первая корреспонденция «Балтийский стиль» — о поисках и уничтожении немецких подводных лодок на Балтике.

В последней своей пьесе «Незабываемый 1919-й» (1949) Вишневский вернулся к излюбленной теме Гражданской войны, обороны Петрограда. Приуроченная к 70-летию Сталина и одобренная им, эта пьеса, вопреки мнению самого автора, не стала достойным завершением его творческого пути. Большой внешний успех, выпавший на долю пьесы (она была поставлена почти во всех драматических театрах страны; в 1952 вышел на экраны одноименный фильм), не мог заслонить ее ложной исторической основы. В истории советской драматургии она осталась как пример откровенного панегирика «вождю всех народов».

Умер 28 февраля 1951 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище