Кто должен платить за разбитый товар в магазинах – тонкости закона

639 full reads
2,6k story viewsUnique page visitors
639 read the story to the endThat's 24% of the total page views
4 minutes — average reading time

Как часто, совершая обычные покупки в крупных магазинах или супермаркетах, мы слышим грохот падающих товаров и разбитого стекла. А иногда и сами становимся участниками подобных происшествий. Обычно в такие моменты к месту происшествия бегут сотрудники магазина, стараясь застать на месте виновника, чтобы взыскать с него причиненный ущерб. Однако далеко не во всех случаях покупатель, ставший виновником повреждения товара, обязан за него платить. Надо лишь знать законы, и уметь отстаивать свои права.

Кто должен платить за разбитый товар в магазинах – тонкости закона
Кто должен платить за разбитый товар в магазинах – тонкости закона
Кто должен платить за разбитый товар в магазинах – тонкости закона

Очень часто сотрудники магазина по распоряжению администрации намеренно провоцируют подобные ситуации. Например, у определенного товара в скором времени выходит срок годности. На складе его огромная партия, распродать не удалось, продавать просрочку нельзя. Остается только списать, а это убытки магазину. Вот тут то и приходит на помощь старый скрытый метод. Товар выставляется в огромном количестве в торговом зале в весьма шаткую конструкцию. А иногда ставится сразу в нескольких местах, причем в самых неудобных. На товар может быть объявлена акция, чтобы привлечь к нему максимальное внимание.

Расчет здесь прост – кто-нибудь из покупателей обязательно зацепит эти выставки товара корзинкой, тележкой, боком, рукой, когда будет проходить мимо или брать товар. Товар рассыплется, как карточный домик, а с неосторожного покупателя можно будет взыскать ущерб, перекрыв закупочную стоимость этой продукции. И ведь очень часто покупатель, не зная своих прав и некоторых тонкостей закона, становится жертвой таких вот ловушек. И здесь уже не так важно, сколько товара было разбито, важен сам факт причинения вреда. Количество разбитого товара скажется только на сумме причиненного ущерба, а эта сумма может оказаться совсем немалой. Поэтому следует разобраться в том, в каких же случаях покупатель обязан оплачивать причиненный ущерб, а в каких – нет.

Обратимся к ГК РФ. В статье 211 сказано, что риск гибели какой-либо вещи лежит на ее владельце. Риск гибели переходит на покупателя (на основании статей 493 и 459 ГК РФ) только в том случае, если он эту вещь купил. Переход риска происходит в момент совершения купли-продажи, то есть, в момент выдачи кассового чека – при оплате. До момента продажи любой товар принадлежит магазину, также как и риски его утраты.

То есть, если покупать разбивает товар до его покупки, он по закону не становится его собственником. Однако есть здесь и другая сторона. Статья 1064 ГК РФ, ее первая часть гласит, что в случае причинения вреда имуществу юридического лица, виновный обязан возместить причиненный вред в полном объеме. При этом вторая часть этой статьи говорит о том, что возместить вред лицо обязано лишь в том случае, если этот вред был причинен по его вине. То есть, чтобы не оплачивать ущерб, необходимо доказать, что в его причинении нет вины покупателя.

Как уже было сказано выше, товары в магазинах чаще всего бьются случайно, и очень нередко эта случайность бывает специально подстроенной. Обычный покупатель совершает свои обычные покупки, спокойно идет по проходу, катит тележку с выбранными товарами, и вот попадает в проход между стеллажами, заставленный коробками, мешками, разными упаковками и случайно зацепляет при этом какие-то товары. Здесь вины покупателя не будет, так как виноваты будут сотрудники, которые и наставили все эти коробки в проходах. В большинстве крупных магазинов выкладка товаров производится в ночное время, когда магазин закрыт. Поэтому при наличии коробок в проходах, затрудняющих движение по магазину, покупатель не должен нести ответственность за разбитый товар.

Не должен он его нести и в том случае, если товар был установлен шатко, на слабые конструкции, ненадлежащим образом выложен или выставлен на стеллажи и полки. Чтобы было понятнее, пример. В торговом зале супермаркета на углу стеллажа стоит пирамида из банок варенья (или томатной пасты, соков в стеклянных банках и т.п.). Если покупатель выдернул нижнюю банку этой пирамиды, из-за чего вся она рухнула и разбилась – виноват покупатель, так как в этом случае он причинил намеренный вред. Если же он взял верхнюю банку, и в этот момент конструкция рухнула – виноваты сотрудники магазина, которые установили пирамиду ненадлежащим образом.

Важно учесть и то, что для магазинов и супермаркетов существуют определенные требования по оформлению и устройству торгового зала. Они прописаны в СП 118.13330.2012 в пункте 6.28. В частности, там указаны минимальные расстояния, отведенные на проходы между стеллажами, которые зависят от общего размера торгового зала.

В частности, если площадь торгового зала менее 100 квадратных метров, то расстояние между стеллажами должно составлять не меньше 1,4 метров. Если торговый зал имеет площадь более 100 квадратов, но менее 150, расстояние между стеллажами должно составлять не меньше 1,6 метров. Если же торговый зал больше 150 квадратов, но меньше 400, расстояние между стеллажами должно быть не менее 1,8 метров. А в торговых площадях более 400 квадратных метров, стеллажи должны быть установлены на расстоянии не менее 2,2 метров друг от друга.

Если эти требования нарушены, покупатель не будет нести ответственности за случайно разбитые товары.

Конечно, если покупатель случайно уронил банку, которая была у него в руках, он будет обязан за нее заплатить. Также как будет обязан возместить ущерб и в случае, если он специально разбил какие-то товары. Если покупатель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он так же будет обязан возместить любой ущерб, нанесенный магазину.

В любом случае, если сотрудники магазина требуют возместить ущерб за разбитый товар, необходимо отстаивать свои права. Конечно, в том случае, если вашей вины в этом нет. Если на возмещении настаивают, следует потребовать составления акта в вашем присутствии, в котором необходимо указать свои данные, изложить ситуацию, зафиксировав свою невиновность, а после дожидаться решения суда. Если составлен акт о происшествии, охрана не имеет права препятствовать человеку в желании покинуть магазин. Если же охрана не выпускает из магазина, необходимо вызывать полицию.

Если имеются нарушения в плане расстановки стеллажей, если причиной происшествия стали нагромождения коробок в проходах или мокрые полы, следует сообщить об этом в Роспотребнадзор.

А что вы думаете по этому поводу?

*****

Читайте и другие статьи:

Нижние полки в поездах и ссоры попутчиков из-за них – кто прав?

Кто и зачем звонит с неизвестных номеров и бросает трубку

Новый закон «О соседях» изменит нашу жизнь

С лицевых счетов граждан в ПФР исчезают деньги

Новый закон о гарантированном доходе граждан и две его стороны

Новые правила начисления пенсии и социальных выплат в 1 января 2022 года

Замечательный десерт, способный заменить торт

Быстрая выпечка для перекуса

Очень сочный и вкусный шашлык приготовим в фольге

Нежные и сочные котлеты на кефире

Настоящая грузинская Чихиртма

Мятно-лимонный сироп для освежающего летнего лимонада

Натуральное сливочное масло можно приготовить дома

Приготовим дома натуральный освежающий «Тархун»

В России могут ограничить продажу алкоголя в руки

Самый быстрый домашний квас – готов уже через 3 часа

Нежные яблочные пирожки без лепки

Готовим дома самый пышный хлеб особым методом

Мясной пирог с особенной очень вкусной начинкой

Булочки для завтрака из одного яйца

Настоящий французский багет приготовим в обычной духовке

*****

Подписывайтесь на канал, ставьте «палец вверх», делитесь статьей с друзьями в социальных сетях! Впереди будет много полезного и интересного))