Феномен коктейльной вечеринки – что это такое?

<100 full reads
176 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 47% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Фото: pexels.com.
Фото: pexels.com.
Фото: pexels.com.

Представьте, что вы идете по оживленной улице. Гудят машины, вокруг идут и разговаривают люди, ваше внимание блуждает и сосредотачивается то на одном разговоре, то на другом… И вдруг кто-то громко произносит ваше имя. Как бы вы ни были отвлечены, вы услышите его и обернетесь.

Вычленение собственного имени из неважных окружающих шумов – одно из проявлений феномена коктейльной вечеринки.

Что это такое?

Ежеминутно в наш мозг поступает множество визуальной и акустической информации. Она передается через таламус в зрительный и слуховой центры. В то же время сигналы от мозга движутся в обратном направлении, к рецепторам чувств. В процессе происходит фильтрация информации: мозг словно сортирует все поступившие данные, откладывая в сторону ненужное и акцентируя внимание на главном.

В чем-то этот процесс схож с работой судьи. Во время ведения дела ему предоставляют внушительный перечень данных. Он должен просмотреть их и решить, что действительно важно, а чем может пренебречь. И на основе значимой информации он составляет для себя картину произошедшего.

Точно так же наш мозг «судит» о важности данных и составляет картину, которую мы запомним. В то время как на самом деле она намного шире и воспринимаем мы больше, чем помнится. Например, говоря о вечеринке, человек вспомнит, какая музыка звучала, о чем он говорил со своими друзьями. Но вряд ли сможет рассказать, о чем беседовала другая группа гостей, стоявшая рядом. Если, конечно, не сосредотачивался на их беседе сознательно. Хотя его мозг невольно фиксировал эту информацию, просто счел нерелевантной.

Именно это умение вычленять главное из окружающего звукового фона и называется феноменом коктейльной вечеринки. Хотя изначально он был связан совсем не с коктейлями.

Первые опыты

Впервые вопросом о том, как человек сортирует и ранжирует поступающую информацию, задался Эдвард Колин Черри в 1950-х гг. Его интересовала работа авиадиспетчеров. На основе каких признаков определяется важность сообщения? Обрабатывает ли мозг человека в это время другие, нерелевантые сигналы? Если да, то в какой степени?

На эти вопросы ему помогли ответить три эксперимента:

  • испытуемые прослушивали два сообщения, одно из которых начиналось на 10 секунд раньше и считалось значимым. При этом были убраны все внешние признаки речи: тембр голоса, его разделение на мужской/женский и т.д. Фактически испытуемые слышали голый, неэмоциональный текст. Им потребовалось около 25 прослушиваний, чтобы воспроизвести сообщение;
  • испытуемые слушали два сообщения, различия между которыми (включая время начала) были стерты. А сами тексты были созданы на основе газетных штампов. В результате у всей группы возникли проблемы с восприятием услышанного;
  • испытуемые слушали два сообщения, одно транслировалось в одно ухо, другое – во второе. Задачей был пересказ релевантного сообщения. При этом физические признаки нерелевантного постоянно менялись: мужской голос сменялся женским, изменялись тембр и интонации, сообщение включали задом наперед и т.д. В итоге испытуемые не запомнили текст нерелевантного сообщения, но заметили большинство его изменений.

Таким образом, Черри выяснил, что человек воспринимает всю совокупность информации, но акцентируется только на одном. При этом он способен фиксировать нерелевантные данные, но поверхностно, отмечая только физические признаки.

И в то же время этим признакам отводится важное место в восприятии информации. Недаром во время первого эксперимента испытуемым потребовалось так много времени, чтобы разобрать и запомнить текст сообщения. Они опирались исключительно на текст, не подкрепленный никакими простыми и понятными внешними признаками.

Как развивается избирательное внимание?

Эксперименты в этой области доказали, что феномен коктейльной вечеринки, то есть вычленение важной информации, можно наблюдать с младенческого возраста.

Так, малыши хорошо различают голоса родителей и способны реагировать на них. При этом они с большей вероятностью отреагируют на «детское» обращение, то есть ту особую интонацию, которую большинство людей использует для общения с младенцами. А вот «взрослая» интонация малышами игнорируется.

Также для настолько маленьких детей не имеет никакого значения собственное имя. Ученые предполагают, что младенцы пока просто не воспринимают этот набор звуков как обозначающий именно их. Такая способность появляется со временем.

Способность фильтровать раздражители и сортировать их достигает своего пика к взрослому возрасту.

А вот у пожилых людей эта способность слабеет. Ученые связывают это с общим ухудшением когнитивных функций, которое наблюдается у большинства людей старшего возраста.

Это вы услышите точно!

Хотя каждый человек уникален, и его внимание концентрируется на конкретных вещах, есть виды информации, на которые обращают внимание все без исключения.

Во-первых, это наше имя. Ученые предполагают, что эта информация является субъективно важной, поэтому мозг настроен на ее восприятие постоянно. От этого большинство людей живо реагирует, когда их окликают. Даже если они в этот момент были погружены в свои мысли или сконцентрированы на чем-то.

Во-вторых, это обсценная лексика. Ученые предполагают, что она запускает в людях систему предупреждения. Правда, лишь с определенного возраста. Дети не реагируют на бранные слова до тех пор, пока их лексикон не станет достаточно большим.

В-третьих, это нестандартная информация, которую мозг может счесть интересной. Представьте, что вы стоите на вечеринке. С одной стороны доносится фраза: «вчера мы ходили в магазин…» А с другой: «и тут она осталась совершенно голой!» Какая из двух фраз привлечет ваше внимание? С большой вероятностью – вторая, ведь она необычна.

Такой эффект неожиданности можно использовать, чтобы привлечь всеобщее внимание. Подобным приемом пользуются, например, преподаватели. Произнесите громко необычную фразу – и вы тут же окажетесь в центре внимания!