Просто о татарах и чае.

Татары и чай - практически синонимы.
В Уфе его торжественно дарят в подарок и приносят в качестве гостинца, раздают в пачках при религиозных ритуалах (наречение, никах-венчание и т.д), но это могут себе позволить только люди с достатком, т.к пачку чая нужно подарить каждому присутствующему человеку.

Как только вы приходите в гости, первое что вас спросят эдаким свойском голосом: «Щай буишь? (Чай будешь?)… Как это не буишь? Я уже налила!»

Если во время того, как вам наливают чай громко и внятно не проорать: «Мне без молока!!!!!!!» - то вам обязательно принесут чай с молоком, а если дело в деревне происходит, то еще и с цельным молоком, прям, из-под коровы. Сверху даже могут плавать кружочки масла – молоко жирное.
Вкус чая с молоком более мягкий. Без него он кажется слишком горьким.

Идя в гости к татарам старой закалки, даже не надейтесь на чашку кофе. Скорее всего, его нет в наличии. Моя бабушка с папиной стороны, за девяносто с лишним лет своей жизни пила кофе один раз! И сказала: «Спасибо, но больше вон тот горелый чай мне не привозите!»

Чай пьется в любой непонятной ситуации. Копаешь целой татарской ордой в деревне картошку и тут кто-нибудь один, как выдохнет, как скажет веселым голосом: «Эй! Айда-те как щай попьем, а!?» И все кидают лопаты, ведра и радостно покидают поле. Для меня так и осталось загадкой, почему всегда это предложение поступает исключительно в вопросительной форме!? Ну хоть раз кто-нибудь от чая в тех краях отказывался???

А еще в деревне пьют чай не только с молоком, но еще и с травами. У нас она называется матрюшкӘ (звук между А и Е). Некоторые русские эту траву называют матрёшкой. На самом же деле это душица обыкновенная. Была целая традиция собирать летом эту матрюшкӘ в компании теток и мамок. В жаркий день, мы в позе пьющего оленя рвали траву и складывали в мешки, чтобы потом дома, разложив на ткани сушить несколько дней. Потом эта душица убирается в холщовые мешочки и зимой пьешь чай, и вспоминаешь лето.

Одно из самых ярких воспоминаний детства. Вваливаюсь в теплый деревенский ненейкин (бабушкин) дом зимой, на руках варежки по килограмму каждый, потому что облеплены снежными булыжниками, в углу загончик с новорожденным теленком на привязи (замерзнет же в сарае) и ненейка (бабушка) мне: «Әльфия (так звучит мое имя на татарском), силый день бигиешь-бигиешь (целый день бегаешь-бегаешь) и ничего не кушаешь!»
Я ору, что не буду суп, а буду чай. И не было для меня ничего вкуснее того крепкого чая с густым деревенским молоком, вприкуску с ломтем белого домашнего хлеба, густо намазанного свежей сепарированной сметаной с толстым слоем малинового варенья сверху.
Зажмурившись я вгрызалась в толстую хрустящую корку, отпивала чай, а теленок мычал, недовольный тем, что я прошла мимо, не погладив. Сейчас, сейчас, поглажу, не ругайся.

Семья у нас большая, поэтому во время каких-нибудь празднеств может собраться по 30-50 человек. Все ограничивается лишь пространством.
Одна из взрослых женщин заправляет на кухне, остальные сидят за столом, девчонки помоложе носятся туда-сюда с цветастыми чашками чая, лавируя между разнокалиберными ползающими и бегающими детьми. Плотно сидящие гости, страшно потея, отхлебывают горячий чай с молоком, причем частенько из блюдец.
Как они это делают? По-особенному.

Чай принято смаковать, тут прощаются все неприличия. Поэтому отхлебывают чай шумно, глотают, а потом обязательно выдохнут «Ааааааааах!» Отрывают кусочки от огромной горки чак-чака, прихлебывают и все по-новой - «аааааааааах»))))).

Поэтому утром муж Максим пьет кофе, а я по-татарски - чай. Правда уже без молока и не прихлебывая шумно. Омосквичилась, пренебрежительно говорят про меня уфимские татары.

Я кидаю щепоть матрюшкӘ в чашку с чаем, отхлебываю, закрываю глаза и в ушах звучит мамина песня на татарском...