Как уберечь ребёнка от жестокости и плохого влияния чужих детей

Это дело доверительности ваших отношений. Ребёнок будет видеть жестокость. Если вы не живете где-то совсем далеко в глуши, то ребёнок это будет видеть. Он столкнется с этим или в новостях, или по телевизору, или в компьютерных играх. Дело не в том как уберечь ребенка от жестокости. Вы не сможете этого сделать. Дело в том, как сформировать у ребенка адекватное отношение к жестокости.

А для этого с ним нужно об этом говорить. Есть два ключевых компонента. Первый — это ваши отношения с ребёнком. Чтобы влиять на ребенка, вы должны с ним общаться. Следовательно, если вы хотите сформировать у ребенка адекватное отношение к жестокости нужно, чтобы у вас были доверительные близкие отношения. Компонент второй — нужно с ним разговаривать о том, что он видит, комментировать это и высказывать свою позицию. Говорить о том что это, почему это плохо, какие последствия у жестокости. Можно обсуждать с ними его игры. Если вы замечаете, что он играет в игры, носящие не очень миролюбивый характер, то имейте в виду в играх это допустимо. Но понимает ли ребенок, что если он будет вести себя так в реальности, то последствия будут печальными?

Разговаривайте с ним об этом и тогда у ребёнка будет правильное адекватное отношение к жестокости. Говоря о жестокости, есть смысл затронуть тему эмпатии — сопереживания. Многие родители детей дошкольного возраста жалуются на то, что у детей нет чувства сопереживания. Дети могут кота душить от любви либо по кому-то стучать не очень аккуратно. Если у ребёнка есть такое сложное чувство как эмпатия до 5 лет, то это в принципе большая удача. В этом возрасте ребенок психофизиологически не способен сопереживать. Он будет этому учиться в период примерно от 5 до 7 лет. Потому что для сопереживания важно уметь ассоциироваться с другим человеком, осознавать, что ты делаешь другому больно и остановить себя либо начать исправлять последствия. Для ребенка до 5 лет это сложно и ожидать эмпатию от детей в раннем возрасте не стоит. Но ребёнок может, копируя ваше поведение, проявлять эмпатичные черты: он может гладить, когда кому-то будет больно. Но будет гладить не потому, что понимает и разделяет эту боль. А потому, что знает, что так принято. Своего рода социальный протокол: если сделал кому-то больно — надо погладить. Впоследствии когда психика ребенка дозреет, эта модель поведения будет подкреплена внутренней способностью к сопереживанию. И тогда все будет здорово.