Двое и бюджет: как планировать семейные финансы

Как позволять себе крупные покупки, качественные вещи, иметь хорошо обставленную квартиру и путешествовать даже при среднестатистическом бюджете? Все возможно! Наша обычная семья тому доказательство.

Знакомые, друзья, а особенно коллеги удивляются: почему мы имеем больше при похожих с ними доходах?

Так было всегда: когда мы жили в Астрахани, когда переехали в Москву. Больше всего вопросов нам задавали в мой декретный отпуск, когда в семье работал только муж.

За время декрета мы сделали ремонт, обставили квартиру, посещали интересные места, путешествовали и продолжали жить яркой жизнью.

Секрет в том, что больше семи лет мы следим за своим бюджетом, как это делают предприятия и организации. Если в бизнесе не будет учета, планирования и оптимизации расходов, то он быстро закроется. Почему-то мало кто осознает, что с личным кошельком дела обстоят точно так же. У большинства домашний бюджет живет своей жизнью. А потом люди удивляются, куда же исчезают деньги.

Мы сами в первый год семейной жизни были такими же. В конце месяца не хватало на квартплату и прочие необходимые расходы. В тот момент я начала искать систему, которая бы нам помогла.

И нашла. Система известная, но нами доработанная. Безотказно функционирует уже много лет. Некоторые называют ее «Метод конвертов» или «Метод кувшинов».

Суть системы: после получения дохода деньги распределяются по необходимым категориям. Распределять можно как наличные – по подписанным конвертам, так и безналичные деньги с помощью создания разных банковских счетов.

Мы с мужем ведем классический общий бюджет, и мы разделяем деньги по счетам на одной карте.

У каждого из нас в месяц два аванса и две зарплаты. Как правило, авансы поступают на карту примерно в одно и то же время, плюс-минус неделя.

Мы дожидаемся того аванса, который приходит позже, складываем оба в одну сумму и распределяем деньги по категориям. Точно так же потом поступаем с зарплатами.

Главный и самый важный шаг до распределения денег по категориям – учет расходов.

Именно поэтому я советую первым делом записывать все до мелочей траты на протяжении месяца.

Почему до мелочей? Да потому что вы никогда не забудете, когда и за какую цену купили диван/холодильник, а мелкие траты сразу стираются из памяти. И вы даже не подозреваете, какие суммы уходят на них!

Вспомните себя в магазине на кассе: вроде ничего не купили, тут 50 рублей, там 60, а в итоге в чеке - три-четыре тысячи.

Поверьте, спустя месяц фиксирования расходов вы будете шокированы, когда узнаете, что на продукты тратите не 15000 рублей, как думали, а 25000. И так по всем пунктам. В общем, откроете для себя много интересного.

Записывать можно в разных специальных приложениях, таблицах, да хоть в обычном блокноте. Это вопрос удобства.

После месячного учета можно приступить к системе конвертов и начать распределять деньги. Спрогнозировать, что вас ждет в ближайшие две недели, и отложить на это деньги.

Так же после авансов поступить с зарплатами. Отложить на обеды, продукты, детский сад или школу ребенку, дни рождения и праздники.

Не будьте стереотипными коммунальщиками, у которых в начале зимы внезапно выпадает снег. Большинство расходов известно заранее.

А внезапные незапланированные траты и крупные покупки должны делаться из «финансовой подушки» - ваших сбережений.

Сбережения мы откладываем на этом же этапе распределения. Это называетсянаш семейный банк.

Откладывать нужно начинать хотя бы с 3-5% с платежа, а потом добавлять по проценту каждый месяц. Здесь важно начать и проявить дисциплину. Многие уверены, что финансовая грамотность и дисциплина только для тех, у кого есть что распределять и откладывать. На самом деле, если вы не можете отложить 2000 рублей, не сможете и 52000, когда ваш доход увеличится.

У нас уже получается откладывать больше рекомендуемых разнообразными финансовыми экспертами 10 %. Так мы формируем две финансовые подушки. Одна – неприкосновенная, вторая – для крупных покупок и «хотелок».

Все зависит от определенного жизненного этапа. Сейчас мы оба работаем, поэтому можем серьезно увеличить этот процент. Когда работал только муж, то старались откладывать от 5 до 10%.

Как только вы распределили деньги на все необходимые категории, в том числе пополнили «семейный банк», - увидите реальную, а не иллюзорную картину оставшихся свободных денег. Как правило, это небольшие суммы. На самом деле не страшно: на все, что нужно, вы уже отложили.

Мы с мужем откладываем даже на развлечения. Это обязательный пунктик. Мы против экономии и ограничений. Качественной экономную жизнь не назовешь. Можно запланировать определенную сумму и потом спокойно ее тратить. Тем более что на самом деле тратить много денег на кафе, музеи, кино не придется, если знать обо всех интересных предложениях.

Финансовая грамотность для меня - это еще и не платить там, где не надо, и выжимать максимум из своего бюджета. Оптимизация расходов внутри категорий - тема для целого учебного курса о семейном бюджете. Который я и веду: даю прикладную информацию, учу правильно пользоваться картами, получать максимальный кэшбэк и так далее. Личные финансы – это моя любимая тема.

Виктория Бурова