Биологична ли социальная матрица?

Самое простое в жизни – разогнаться. Но несравнимо сложнее вовремя замедлиться или даже остановиться. Любовь и свобода – то, чего хочет каждый человек, группа, государство.
Самое простое в жизни – разогнаться. Но несравнимо сложнее вовремя замедлиться или даже остановиться. Любовь и свобода – то, чего хочет каждый человек, группа, государство.

Самое простое в жизни – разогнаться. Но несравнимо сложнее вовремя замедлиться или даже остановиться. Любовь и свобода – то, чего хочет каждый человек, группа, государство. И в этом стремлении мы всегда вынуждены быть осмотрительными, проявляя решительность, только когда думаем, что сможем добиться своего. Опыт социальных правил учит, что бездумность скорее приведет к краху, чем к триумфу, заставляя отбирать в своих стремлениях только самое ценное. Социальная эволюция столь же равнодушно уничтожает вредное поведение, как и биологическая.

Биологическая эволюция, следуя жестким законам генетической матрицы, почти исключает возможность появления положительных мутаций. Их количество чрезвычайно мало по сравнению с отрицательными или нейтральными мутациями. Но, появившаяся однажды ошибка репликации ДНК, приведшая к лучшей приспособленности организма, делает этот организм и его потомство значительно совершеннее всех своих предшественников. Трудно сказать, благо это для животного или нет – у биологии нет целей. Любое животное – биологическая машина по производству себе подобных, в жизни, где обязательно должны совпасть заложенные в ДНК механизмы приспособления и возникающие в реальности внешние природные вызовы. Если такого совпадения нет, потомство скорее погибнет, если не произойдет положительной мутации, фиксирующей правильную реакцию на более сложные природные условия в ДНК. Биологическая матрица с безразличной непримиримостью выбраковывает всех неспособных к качественному продлению рода.

Ни у социума, ни у биологии нет ни морали, ни жалости, ни цели, ни смыла – всего того, чем мы, люди, измеряем свое текущее сиюминутное существование.

Появление человека на своей ветви биоэволюции хотя и отражало новое качество организации живой материи, но с точки зрения главного биологического – закона продления жизни – мало чем отличалось от предыдущих ступеней.

Но на уровне человека произошло изменение, не имевшее прямого отношения к биологии. Человек создал свою собственную, внебиологическую среду, существование которой определяется законами социальной матрицы – Социомы. Она, создав и регулируя новую социальную общность, стала играть столь же неумолимую и безжалостную роль в жизни человека, как и биологическая матрица ДНК. Хорошо это или нет, также трудно сказать. Есть ли у этого какая-то цель – сомневаюсь. Во всяком случае, на начало XXI века биологическая матрица порой бывает мудрее ее младшей социальной сестры.

В 1996 году в Чикаго (США) в большом зоопарке Брукфилд Зу, где гориллы содержатся в открытом вольере с водным бассейном, на самку с собственным 17-месячным детенышем на руках в воду упал трехлетний мальчик, который выскользнул из рук родителей. Горилла оставила своего детеныша, схватила мальчика за руку и вытащила его из воды на берег. После этого она села охранять мальчика и спокойно отдала ребенка служащим зоопарка. Мальчик отделался царапинами. Зоологи считают, что у самки сработал материнский инстинкт.

В мае 2016-го года агентство Reuters сообщило, что охранниками зоопарка в Цинциннати в штате Огайо был убит самец гориллы после того, как к нему в вольер упал 4-летний мальчик. Ребенок прополз через барьер и упал в ров с водой с высоты 3,7 метров. Находившийся в вольере самец гориллы по кличке Харамбе схватил мальчика и носил некоторые время. Сотрудники зоопарка сочли ситуацию угрожающей жизни ребенку и сделали нелегкий выбор – открыть огонь по животному. Директор зоопарка рассказал, что ребенок не получил серьезных травм при падении и был доставлен для обследования в больницу. Также директор зоопарка Тейн Мэйнард объяснил, что стрельба транквилизаторами, чтобы не убить, а лишь усыпить животное на время, не использовалась только потому, что они действуют не мгновенно, а рисковать было нельзя, ведь горилла весом более 180 кг представляла реальную угрозу для жизни ребенка.

В первом случае самка гориллы, сама мать, поняла беспокойство людей, во втором случае люди не поняли поведение гориллы самца Харамбе. Код поведения человека, его человеческая Социома, оказалась доступной самке гориллы, а код поведения гориллы, его матрица, оказалась непонятной людям, из-за чего самец был просто убит.

Мы можем много сетовать на человеческую жестокость, кстати, не всегда обоснованно, но, не поняв отличие социальной матрицы (Социомы) человека от социальной матрицы (Социомы) животных, все наши восклицания останутся только эмоциональным сотрясанием воздуха.

А, может, не останутся? А, может быть, человеку действительно не хватает именно этих эмоциональных сотрясаний, чтобы лучше понимать и самого себя, и окружающий мир? Кто доказал, что любое орудие ценнее любых переживаемых человеком эмоций? Разве не любовь и спокойствие нам нужны?

Если эффективность любого орудия может быть просчитана, а эффективность эмоций нет, следует ли из этого, что эмоции второстепенны и бессмысленно бесполезны?

Что есть цель, а что средство? Что первично? Развивающиеся человеческие потребности, которые ведут к созданию совершенных орудий, или более совершенные орудия, совершенствующие человека и его потребности? Человек становится социальной единицей общества, чтобы совершенствовать орудия этого общества, или общество создает орудия, чтобы совершенствовать человека в процессе социализации? Кому-то может показаться, что «вопрос цели и средства» – это не только давно пройденный этап, но и сильно набившая оскомину философская схоластика, не имеющая ответа. Возможно, отчасти с этим можно было бы согласиться, имея в виду частую отвлеченность философских построений. Но если мы скажем, что социализация – это цель (умное справедливое сильное общество), то не удивляйтесь, если через какое-то время каждый из нас может оказаться в роли самца Харамбе только потому, что его вовремя не поняли.

Отрывок из книги В.Г.Панушкина "Социома (социальная матрица)", написанной по материалам портала Socioma_RU - эта книга о новом взгляде на природу психики человека, о Социоме, человеческой социальной матрице, о том, как и почему она появилась и как определяет наше поведение от отдельной личности до этносов, государств, рынков и политики. ДНК определяет наш генотип. Социома определяет понимание наших возможностей.

А что думаете об этом лично вы?

Оставляйте комментарии и вопросы, ставьте лайки (если понравился материал) и делитесь им в соцсетях (если считаете его необходимым для ваших друзей)