8,2K подписчиков

Как хоронили древних славян? Часть вторая.

399 прочитали
Здравствуйте, дорогие друзья. С вами Алексей Коновалов. Мы с вами сегодня продолжим говорить о похоронах у языческих славян.

Здравствуйте, дорогие друзья. С вами Алексей Коновалов. Мы с вами сегодня продолжим говорить о похоронах у языческих славян.

Тризна — это обрядовая военная игра, бой, в применении к усопшим — поминки по нём посредством военной игры или кулачных поединков(Котляревский А А. О погребальных обычаях языческих славян. Москва. 1868 год.)Тризнище — место боя. В старину тризной также называли празднество, связанное с военными утехами.

В "Толковании неудобь познаваемом в писаных речем", в рукописи 1431 года тризна определяется, как страдание, подвиг (Калайдович Иоанн, Экзарх Болгарский. Москва. 1824 год). Академик Александр Иванович Соболевский отмечал, что в Начальной летописи слово "тризна" употреблялось в значении — погребальные состязания, погребальные игры (Соболевский А И. Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. СПБ. 1910 год). Глагол тризниться употреблялся ещё в начале XX века в словосочетании "в глазах тризнится" и означал "смутно, плохо различать предметы" и обычно применялся к пьяным.

На основании свидетельств греческих и римских писателей можно установить, что среди славян существовал обычай сжигать мертвецов на костре, причём жена умершего добровольно обрекала себя на смерть, чтобы быть сожжённой вместе с мужем. По покойникам совершались поминки с обильным потреблением вина (Котляревский А А. О погребальных обычаях языческих славян. Москва. 1868 год).

Несравненно значительнее показания арабских писателей, упоминавших о сакалабах, сакалибах, русах. Под сакалабами, сакалибами арабы понимали юго-западных и западных славян. Иногда этим именем обозначалось у них русское племя, может быть северное, новгородское, называемое Начальной летописью славянами Русь, Ros, Rus — по всем признакам есть Русь славянская, славянские обитатели Черноморья (Котляревский А А. О погребальных обычаях языческих славян. Москва. 1868 год). Ахмад ибн Фадлан, бывший посланником ко двору болгарского царя около 920 года, оставил яркое описание похорон богатого руса. Он лично наблюдал эти похороны, кажется, в Булгарах, в нынешней Казанской области (Гаркави А Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПБ. 1870 год). Бедных, по свидетельству Ибн Фадлана сжигали в небольшом судне или лодке. Похороны знатных обставлялись различными обрядами и церемониями. С умершим добровольно обрекала себя на смерть кто-нибудь из его девушек. Когда всё было готово, из реки вытащили судно, принадлежащее покойному, поставили его на подпоры: потом на судне поставили ложе (скамью), покрыли его стёгаными одеялами, греческой золотой паволокой и подушкой из той же материи. Умершего вынули из могилы, где он находился до этого времени, одели в богатые одежды, посадили на приготовленное ложе, подпёрли подушками. Возле умершего поставили сосуд с хмельным напитком, положили плоды, благовонные травы, хлеб, мясо, лук. Убили собаку, двух лошадей, двух быков, курицу и петуха, и всё это бросили на судно. Оружие покойника положили возле него. Обрекшая себя на смерть девушка после разных обрядов и церемоний была убита возле своего умершего господина. Потом подожгли дрова, огонь объял судно, и не прошло и часа, как корабль и девушка со своим господином превратились в пепел. На месте судна насыпали возвышение, подобное круглому холму, вставили в середину большое дерево, написали на нём имя умершего и имя русского князя и удалились(Гаркави А Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПБ. 1870 год).

Ибн Фадлан не говорит о жене руса, из чего можно предположить, что он был холост. В этом случае Ибн Фадлан видел соединение двух обрядов — брачного и погребального (Котляревский А А. О погребальных обычаях языческих славян). Что русы женили после смерти холостых покойников, об этом писал другой арабский писатель, Али Аль-Масуди.

А что ещё писал Масуди о похоронных обрядах славян, мы поговорим в седующий раз. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь комментариями. Всего самого хорошего вам!

Это вторая часть цикла. Остальные части можно прочитать, перейдя по ссылке:

Часть первая.

Часть третья.

Часть четвёртая.